Закон і Бізнес


О исполнительном листе и прекращении ипотеки


№11 (1309) 18.03—24.03.2017
10749

Неосуществление лицом своих гражданских прав не является основанием для их прекращения, кроме случаев, установленных законом. В частности, и в случае, когда кредитор не воспользовался своим правом предъявления исполнительного листа к исполнению.


На такую особенность прекращения договора ипотеки обратил внимание Верховный Суд Украины в деле №6-133цс17.

Как указано в постановлении от 22.02.2017, суд кассационной инстанции при принятии решения в этом деле ошибочно рассматривал факт, что первоначальный кредитор и его правопреемник не воспользовались своим правом на проведение взыскания по исполнительному листу и удовлетворения своих требований за счет предмета ипотеки в сроки, предусмотренные законом «Об исполнительном производстве», как основание для прекращения последнего.

Кроме того, кассационная инстанция ошибочно сослалась на правовую позицию, высказанную в постановлении ВСУ от 6.07.2016 в деле №6-118цс16, поскольку при вынесении указанного постановления Суд руководствовался тем, что законодательство не требует от ипотекодателя любых действий, связанных с прекращением ипотеки, поскольку она при отсутствии другой обоснованной задолженности прекращается по факту прекращения исполнением основного обязательства.

В деле, которое пересматривалось, не установлено факта исполнения основного обязательства, что согласно с положениями закона «Об ипотеке» является одним из оснований прекращения залога недвижимого имущества. Поэтому ВСУ оставил в силе решение суда первой инстанции, с выводом которого согласилась апелляционная инстанция, об отсутствии оснований для прекращения договора ипотеки, предусмотренных ст.17 закона «Об ипотеке», а следовательно, и о действительности застал.