Закон і Бізнес


Что нового в НК?

Эксперты рассказали, какие изменения ждут бизнес в этом году


Свободных мест в зале, рассчитанном на 60 человек, не было, что подтвердило заинтересованность бизнеса в вопросах практической реализации изменений в НК.

№6 (1304) 11.02—17.02.2017
Анастасия ГЛУЩЕНКО, менеджер по маркетингу Spenser & Kauffmann
6590

Последние изменения в Налоговом кодексе, которые по «доброй» традиции Верховная Рада принимает под Новый год, определенно прибавили хлопот бизнесу. Читая пояснения авторов законодательной инициативы о целях и ожидаемых последствиях, хочется верить, что хлопоты эти станут приятными. Впрочем, не все из новелл заработают на практике, а часть из них наверняка будет использована против налогоплательщика.


Разграничение полномочий

Ключевые нормы закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21.12.2016 №1797-VIII стали предметом детального анализа во время специализированного семинара, организованного Spenser & Kauffmann для корпоративных юристов и бухгалтеров.

Одной из главных идей реформы было размежевание на законодательном уровне функций и полномочий Минфина с контролирующими органами. Как отметила партнер Spenser & Kauffmann, руководитель практики страхового права и налоговых споров Татьяна Данильцева, целью таких изменений было упреждение возможных злоупотреблений со стороны налоговых органов.

Теперь нормотворчеством будет заниматься исключительно министерство. А Государственная фискальная служба лишена возможности устанавливать нормы поведения для налогоплательщиков (хотя полностью исключать возможность ее влияния все же не стоит). В рамках реализации налоговой реформы Минфину предстоит в ближайшее время разработать и утвердить ряд важных актов, среди которых Порядок функционирования электронного кабинета и критерии оценки степени риска для приостановления регистрации налоговых накладных, порядок работы комиссии ГФС и многие другие.

Также разграничены функции контроля и сервиса в системе органов ГФС – между региональными (межрегиональными) органами и налоговыми инспекциями. Последние должны заниматься сервисным обслуживанием налогоплательщиков, регистрацией и ведением учета налогоплательщиков и плательщиков ЕСВ, формированием и ведением Государственного реестра физлиц-налогоплательщиков и Единого банка данных о налогоплательщиках-юрлицах, а также давать индивидуальные устные налоговые консультации. Проверки отныне – исключительная компетенция региональных органов.

Впрочем, на практике размежевать функции между органами ГФС, оказалось не так просто. Проблема заключается в неоднозначности статуса налоговых инспекций, на что еще на этапе законопроекта указывало ГНЕУ: относятся ли они к контролирующим органам либо имеют отдельный статус? И, как следствие, имеют ли они полномочия контролирующего органа? Пока что единого понимания нет даже в самих инспекциях.

Регистрация налоговых накладных

Также Т.Данильцева остановилась на некоторых новшествах администрирования НДС. По ее мнению, «пальму первенства» среди всех новаций следует отдать внедрению процедуры приостановления регистрации налоговых накладных. Согласно новой норме (п.201.16 НК) регистрация накладной и расчета корректировки может быть остановлена в порядке, определенном Кабмином, в случае соответствия такой накладной совокупности критериев оценки степени риска, которые будут разработаны Минфином.

В НК предусмотрено, что мониторинг накладных будет осуществляться автоматизировано. В случае остановки налогоплательщикам (продавцу и покупателю) будет автоматически направлена квитанция с указанием причины (критерия(-ев) риска), а также предложением предоставить пояснения и/или копии документов, достаточные для регистрации такой накладной. Исчерпывающий перечень документов также будет утверждаться Минфином. Пояснения и документы можно будет подать по месту учета в течение 365 дней, откуда они будут направлены в ГФС, у которой будет 5 дней для принятия решения о регистрации накладной, либо отказе в ней. Основания для принятия таких решений установит Кабмин.

Т.Данильцева обратила внимание на то, что кодексом не предусмотрены последствия непринятия ГФС решения в течение отведенного срока, что дает возможность налоговым органам затягивать процесс рассмотрения.

Если же по итогам рассмотрения в регистрации будет отказано, такое решение можно обжаловать в административном порядке. Однако и тут нововведения дают повод для дискуссии. Дело в том, что жалоба подается опять в ГФС. Правда ее рассмотрение будет проходить при участии представителя Минфина, а порядок рассмотрения будет утвержден Кабмином.

Эксперт отметила и еще один недостаток правового регулирования, заключающийся в том, что в НК должным образом не определен момент прекращения приостановления регистрации. Так, у налогоплательщика в случае приостановления регистрации накладной есть 365 календарных дней для предоставления пояснений/документов. Следовательно, на протяжении указанного срока регистрация считается приостановленной. Однако НК не дает ответа на вопрос, что происходит по окончании такого срока, если налогоплательщик, например, не подал документы.

Ложкой меда в этом вопросе должно стать другое нововведение, предусматривающее, что зарегистрированная накладная является для покупателя достаточным основанием для начисления налогового кредита и не требует какого-либо другого подтверждения. Фактически это положение выводит из-под налоговых проверок вопрос правомерности использования налогового кредита, сформированного на основании накладных, зарегистрированных после 1.07.2017. Смогут ли такие положения воплотиться в жизнь – покажет время.

Электронное администрирование

На новых положениях в части взимания налога на прибыль, налога на доходы физлиц и НДС рассказала советник, руководитель налоговой практики Spenser & Kauffmann Марина Томаш.

По ее мнению, систему электронного администрирования все-таки немного улучшили. Для предприятий, которые реорганизовываются путем слияния, присоединения, преобразования, сумма регистрационного лимита передается правопреемнику. Если же предприятие осуществляет выделение, то сумма регистрационного лимита также делится и передается в соответствии с долями полученного имущества.

Теперь все расчеты по НДС осуществляются только с электронного счета (п.200-2 ПК). Но налоговые обязательства и налоговый долг по НДС, возникшие до 1 июля 2015 года, а также обязательства и долги по другим налогам, могут быть перечислены только с текущего счета плательщика (п.87.1 ПК).

Также плательщик может подать заявление на возврат из бюджета переплаты. Согласно принятым изменениям она возвращается на НДС-счет, а при его отсутствии — на текущий (п.43.41 ПК). Таким образом, плательщику придется подавать два заявления в случае желания получить переплату на расчетный счет.

Изменяются сроки регистрации накладных и корректировок: налоговые накладные, составленные в первой половине месяца, регистрируются до конца месяца, накладные второй половины — до 15 числа следующего месяца.

Корректировки прошлых лет

В «Переходных положениях» предусмотрено, что суммы доходов или расходов, которые участвовали в определении объекта налогообложения до 1 января 2015 года и были учтены после этой даты, не подлежат повторному включению, вследствие чего финансовый результат до налогообложения уменьшается на сумму таких доходов и увеличивается на сумму таких расходов (п.42 подраздела 4 разд.ХХ).

Такое дополнение, по мнению М.Томаш, является вполне логичным ввиду различий налогового и бухгалтерского учета. Тем не менее, механизм проведения такой корректировки отсутствует. Доходы или расходы, вошедшие в налоговый учет 2014 года или ранее, в бухгалтерский учет могли попасть как в 2015-м, так и в 2016-м. Но поскольку норма вступила в силу только в этом году, законодатели не уточнили, как провести корректировку, если доходы/расходы были «задвоены» в 2015 году, и влияет ли эта норма на результаты 2016 года?

Правда, за нарушения расчета налога на прибыль по результатам деятельности за 2015 год штрафы не применяются (п.31 подр.10 разд. ХХ), но вот пени за этот период можно и не избежать. Кстати, новыми нормами предусмотрено уменьшение ее размера до 100% учетной ставки НБУ.

Эксперт отметила, что корректировок по налогу на прибыль изменено и добавлено довольно много. В частности, появляются новые корректировки по обеспечению будущих расходов, безвозвратной финансовой помощи, суммы штрафов, пени и неустоек (в пользу неплательщиков налога на прибыль).

Предлагаются также новые (старые) налоговые каникулы для предприятий с доходом до 3 млн грн и выплатой зарплаты более двух минимальных зарплат. И несмотря на это все, в переходных положениях закона №1797-VIII Кабмину поручено до 1.07.2017 разработать и внести проект о внедрении налога на выведенный капитал. Поэтому привыкать к новациям налога на прибыль, скорее всего, придется недолго.