Закон і Бізнес


Следственные изоляторы СБУ функционируют незаконно, — ХПГ


Камера в изоляторе отдела обеспечения досудебного следствия СБУ.

08.02.2017 12:08
10109

Уже после исключения из Закона «О Службе безопасности Украины» пункта, который давал СБУ право иметь следственные изоляторы, такие учреждения продолжают функционировать. Кроме того в Законе нигде не говорится о праве СБУ на задержание и арест.


На это обращает внимание директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров в докладе «Служба безопасности Украины и права человека», передает «Закон и Бизнес».

«П.5 ст.25 Закона давал СБУ право иметь следственные изоляторы для содержания лиц, взятых под стражу и задержанных органами СБУ. Однако Законом Украины от 06.02.2003 г. № 488-IV данный пункт исключен. Поэтому существующие следственные изоляторы СБУ функционируют незаконно», — говорится в докладе.

Кроме того, правозащитники обращают внимание, что задержание и арест Службой безопасности Украины должен быть четко регламентированным в Законе.

«Хотя в обязанности СБУ входит выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, входящих в компетенцию СБУ, проведение дознания и следствия по этим делам, розыск лиц, скрывающихся в связи с совершением указанных преступлений (п.3 ст.24), в Законе нигде не говорится о праве на задержание и арест подозреваемых и обвиняемых. В Законе «О Национальной полиции», как и в Законе «О милиции», действовавших до 7 ноября 2015 года, это право регламентировано очень подробно. В Законе о СБУ нет отсылки ни к Закону «О милиции» (как это сделано относительно порядка хранения, ношения, использования и применения оружия и других спецсредств), ни в любых других законодательных актов. Однако, поскольку и задержание, и арест используются Службой безопасности очень широко, они, вероятно, регламентируются в закрытых ведомственных инструкциях. Но согласно статье 57 Конституции «законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, не доведенные до ведома населения в порядке, установленном законом, являются недействительными». Отсутствие регламентации задержания и ареста в открытом парламентском акте является нарушением принципов права и может привести к полной бесконтрольности действий СБУ», — отмечает директор Харьковской правозащитной группы.

С полным текстом доклада можно ознакомиться на сайте Украинского Хельсинского союза по правам человека.

Закон і Бізнес