Закон і Бізнес


Неповоротливая Фемида


Уровень доверия общества к судебной системе в Украине и Испании мало чем отличается.

№51 (1297) 17.12—23.12.2016
21797

Испанская юстиция — медленно работающая, политизированная, отстающая от новых веяний времени и утонувшая в бумагах система. На такой неутешительный вывод натолкнула испанских журналистов статистика работы отечественной судебной системы.


В Испании, согласно статистике, судей на единицу населения вполовину меньше, чем в среднем по странам Европейского Сообщества. По техническому обеспечению, скорости обрабатывания документов и проведения расследований Испания находится на 19 месте в Евросоюзе.

В некоторых провинциях судьи назначают рассмотрение дел уже на 2020 год. При этом в стране вряд ли можно найти судью, который был бы недогружен работой. Зато тех, чья нагрузка превышает в 1,5 раза допустимую – пруд пруди.

Согласно данным Европейской комиссии, обнародованным в апреле нынешнего года, 56% испанского населения имеют «плохое или очень плохое мнение» о беспристрастности и независимости судей. Такое же количество убеждено, что испанские судьи политизированы. Тем не менее, всего 1,4% испанцев высказались за проведение реформ в судебной системе. Газета считает, что это потому, что «с судом и судьями жители королевства встречаются редко и в конкретные моменты своей жизни, а с системой социального обеспечения, медицинским обслуживанием и образованием – почти постоянно, потому и требуют каких-то изменений в них».

В Испании, население которой составляет 46,7 млн, — 5800 судей, 5500 из них отправляют правосудие (чем занимаются остальные 300 носителей черной мантии, газета не сообщает). На каждые 100.000 населения приходится 12,5 судьи. Средний показатель по Евросоюзу – 21,6. Эксперты отмечают, что, с одной стороны, стране требуется еще 4—5 тысяч судей дополнительно.

Но и это чисто арифметическое действие не решит проблему, –считает глава комиссии по юриспруденции конгресса Маргарита Роблес, бывший член Верховного суда страны. – Требуется техническое усовершенствование системы, а главное – смену модели». Сегодня в Испании работает та, что принята была еще в XIX веке. Есть инстанции, сидящие почти без работы, потому что по их тематике образуется мало дел, а другие просто тонут в потоке. К последним сегодня можно отнести инстанции, занимающиеся рассмотрением дел с участием несовершеннолетних или суды по уголовным делам.

По мнению М.Роблес, сначала необходимо провести аудит судебной системы, чтобы определиться с тем, где и что нужно менять. Простая общая статистика реальную картину передать не может. Аудит помог бы и уточнить, как распределять деньги между судами в правильных пропорциях. Сегодня в одной инстанции рассматривают 2500 дел в течение года, а в другой — 250, но содержание бюджет выделяет обеим инстанциям одинаковое».

В комитете уже есть предложения по изменению системы, начать которое следует с пересмотра административно-территориального деления. «В Испании сегодня 431 судебный округ, — сказал представитель ассоциации «Судьи за демократию» Игнасио Гонсалес Вега. – Нужно ли, скажем Астурии, 18 округов, не перебор ли это? Есть смысл укрупнить образования».

Еще одна проблема – сокращение бумаг, которыми суды буквально завалены. «Переход на цифровые записи мог бы уменьшить нагрузку на судей и позволить легко получать затребованные документы. Однако в этом плане надо сначала навести порядок с компьютерными программами, работающими в системе юстиции – их 8 разных и не сопрягаемых друг с другом», – сообщает газета El Pais.

«Наконец, политизация правосудия, которая является еще одним важнейшим вопросом для рассмотрения. Независимость судебной системы должна быть не только провозглашена, но и быть таковой на самом деле. О какой независимости можно говорить, если все 20 членов Генерального совета судебной власти назначаются конгрессом? В котором есть руководящие партии и оппозиционные, чьи кандидаты шансов пройти в совет не имеют?» — резюмирует издание.

P.S. Проблемы испанской Фемиды во многом похожи на те, с которыми сталкиваются украинские суды. Следовательно, можно ожидать, что похожими будут и последствия нерешенных проблем. Так, критически низкое число тех, кто может отправлять правосудие в Украине, уже приводит к тому, что в некоторых судах слушания дел назначают на весну 2017-го. И в то же время, отечественные реформаторы заявляют о необходимости сократить штатную численность людей в мантиях. К чему это приведет, — показывает опыт Испании.