Закон і Бізнес


90 лет на страже прав

Становление и развитие хозяйственного (арбитражного) судопроизводства в Украине


Посетители музея в Высшем хозяйственном суде могут наглядно ознакомиться с историей арбитражных судов Украины.

№45 (1084) 10.11—16.11.2012
9807

Скоро хозяйственные суды нашего государства будут отмечать важную дату. 90 лет прошло с тех пор, как на территории Украины появилась система арбитражных органов, которая в годы независимости трансформировалась в систему хозяйственных судов. Днем ее создания считается 21 ноября 1922 года, когда Совет Народных Комиссаров УССР принял постановление об утверждении Положения о порядке решения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. В соответствии с этим положением были созданы арбитражные комиссии: Высшая арбитражная комиссия при Украинском экономическом совете и арбитражные комиссии на местах — при губернских экономических советах.


Периоды развития в советское время

После революции 1917 года в условиях Гражданской войны управление народным хозяйством осуществлялось централизованно. Частные предприятия на территории Украины были национализированы, поставка продукции проводилась без заключения договоров и проведения расчетов. При этом споры, возникавшие в процессе осуществления хозяйственной деятельности, решались в административном порядке.

После окончания Гражданской войны такая система ведения хозяйства уже не могла эффективно работать, что привело к социально-экономическому кризису. С началом введения в 1921 году новой экономической политики и восстановления народного хозяйства возникла объективная необходимость в создании специальных органов, которые бы решали споры между субъектами хозяйствования. Поэтому в 1922 году начинали зарождаться органы арбитража. В истории их развития в советское время обычно выделяют три периода, связанных с определенными этапами экономического развития страны.

Первый период (1922—1931) связан с окончанием Гражданской войны и переходом к восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства. В это время для решения имущественных споров, возникавших между субъектами хозяйственной деятельности, были созданы арбитражные комиссии.

Второй период (1931—1959) связан с тем, что в народном хозяйстве все более важную роль играли системы хозрасчета, плановая и договорная дисциплина. В это время на смену арбитражным комиссиям приходят государственные и ведомственные арбитражи.

Третий период (1959—1991) характеризуется совершенствованием организации управления промышленностью. Изменены задачи и функции арбитража, что нашло отражение в постановлении Совета министров СССР от 23.07.59 «Об улучшении работы Государственного арбитража».

Рождение арбитража

В условиях нэпа были возобновлены товарно-денежные отношения между предприятиями и организациями, которые получили самостоятельность и начали строить свою деятельность на основе договоров. Для решения споров между ними 21 ноября 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров УССР утверждено Положение о порядке решения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, в соответствии с которым созданы арбитражные комиссии. Именно эта дата считается моментом основания арбитражной системы, 90-летие которой мы будем отмечать.

Арбитражные комиссии, которые действовали с 1922 по 1931 год, были наделены судебными функциями. Производство осуществлялось арбитражными комиссиями по правилам гражданско-процессуальных кодексов союзных республик, однако с отличиями, которые были обусловлены особенностями подведомственных им дел. Последние рассматривались коллегиально председателем и двумя членами арбитражной комиссии. Решения местных арбитражных комиссий могли быть обжалованы в Высшую арбитражную комиссию при Украинском экономическом совете.

Экономические условия того времени (несоблюдение хозяйственных расчетов, недостаточное развитие системы договорных отношений, ненадлежащее внимание к договорной дисциплине) повлияли на объем полномочий арбитражных комиссий. Так, они имели право применять отсрочку или рассрочку выполнения обязательств, заменять предмет выполнения, определять денежный эквивалент, в некоторых случаях полностью или частично освобождать должника от выполнения обязательств.

Дальнейшее развитие арбитража связано с переходом на хозрасчетные принципы ведения хозяйства и возникновением экономических отношений на основании договоров. Применение принципа согласования в регулировании хозяйственных отношений привело к увеличению количества споров между предприятиями и организациями, а также к изменению характера спорных правоотношений. Поэтому с целью введения быстрого и оперативного рассмотрения дел при строгом государственном контроле за соблюдением пла­новой и договорной дисциплины 3 мая 1931 года постановлением ЦИК и СНК СССР утверждается положение о государственных арбитражах, в соответствии с которым арбитраж приобрел статус особого, принципиально нового органа, дея­тельность которого была направлена на защиту прав и интересов субъектов хозяйствования. В этот период изменяются формы деятельности арбитража, структура его органов, законодательно упорядочивается процедура рассмотрения споров.

5 июня 1931 года постановлением Всеукраинского ЦИК и СНК УССР утверждается Положение о Государственном арбит­раже УССР, во исполнение которого создан Госарбитраж при СНК УССР и его межра­йонные органы в Харькове, Киеве, Одессе, Днепропетровске и Сталине (сейчас — Донецк). Однако уже в 1932 году межрайонные органы Госарбитража были ликвидированы и созданы госарбитражи при областных исполнительных комитетах.

Главной задачей Госарбитража УССР в этот период было решение имущественных споров между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1934 го­ду в компетенцию этого органа входило также рассмотрение споров, возникавших во время заключения хозяйственных договоров поставки продукции (преддоговорные споры).

Во время Великой Отечественной вой­ны в связи с оккупацией Украины деятельность Госарбитража при СНК УССР и при областных исполнительных комитетах была приостановлена и возобновлена только после освобождения территории Украины (в IV квартале 1943 года в Харькове, а во второй половине января 1944-го — в Киеве). До конца 1944 года возобновили и наладили работу госарбитражи в областях УССР, кроме Ровенской, Волынской, Тернопольской и Станиславской (в настоящее время — Ивано-Франковской) областей.

В то же время, как свидетельствуют архивные документы, несмотря на послевоенную разруху, руководство Госарбитража продолжало уделять большое внимание вопросам, которые и сегодня актуальны: обобщению практики рассмотрения отдельных категорий дел, соблюдению сроков их рассмотрения, оперативному направлению принятых решений. Особое внимание уделялось повышению профессионального уровня работников арбитража.

В 1946 году арбитражная система снова подверглась реформированию. В связи с преобразованием СНК СССР в Совет министров Союза, СНК союзных республик — в соответствующие советы министров Госарбитраж при СНК УССР был переименован в Госарбитраж при Совете Министров УССР.

Реформаторские шаги

Нельзя не вспомнить тех, кто стоял у истоков хозяйственного судопроизводства в годы становления отечественной системы арбитража. Одним из опытнейших профессионалов был главный государственный арбитр УССР Иван Красноступ, который с 1938 по 1941 и с 1943 по 1967 год возглавлял Госарбитраж республики. Под его руководством воспитано несколько поколений высококвалифицированных юристов — работников арбитражной системы. Благодаря усилиям И.Красноступа Госарбитраж приобрел авторитет и успешно выполнял возложенные на него задачи по укреплению законности в хозяйственной деятельности.

В целом в период с 1931 по 1959 год, в условиях существования жесткой административно-командной системы, Госарбитраж не имел достаточного влияния на регулирование хозяйственных отношений и эффективную защиту прав предприятий, учреждений и организаций. Однако проведение экономической реформы и принятие 23 июля 1959 года постановления Совета министров СССР «Об улучшении работы Государственного арбитража» усилили роль последнего в системе управления народным хозяйством.

После утверждения Положения о Государственном арбитраже при Совете министров СССР 17 августа 1960 года органы Госарбитража образовали единую систему в масштабах Союза.

Вопрос существенного повышения роли Госарбитража встал в связи с экономической реформой 1965 года, которая определила необходимость перехода к экономическим методам управления, расширения прав предприятий, укрепления плановой и договорной дисциплины.

Совет министров СССР 17 января 1974 го­да принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража». Соответствующие органы теперь составляли единую союзно-республиканскую систему, устанавливался централизованный надзор за законностью принятых решений, что обеспечивало единство практики решения хозяйственных споров, поскольку высшие органы получили право пересматривать решения низших инстанций.

Конституция СССР 1977 года предусматривала, что решение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами Госарбитража в пределах их компетенции. Вместе с тем новые условия экономического развития страны требовали не только изменения места и роли органов Госарбитража в системе органов государственной власти, но и кардинального реформирования путем создания независимого органа.

Осуществлять преобразование пришлось тогдашним руководителям Госарбитража УССР: Ивану Корчаку, который пришел в Госарбитраж с должности заместителя прокурора республики, после чего с 1967 по 1987 год занимал должность главного государственного арбитра Госарбитража при Совете Министров УССР, и Юрию Матвееву, занимавшему эту должность в 1987—1989 годах.

Значительное влияние на развитие арбитражной системы в этот период оказали заместители главного государственного арбитра Госарбитража при Совете Министров УССР: с 1958 по 1986 год — Станислав Буткевич, с 1974 по 1981 года — Семен Кузнецов. Стоит вспомнить таких выдающихся госарбитров, как Назели Аракелянц, Людмила Кузьмичова, Тамара Любинская, Евгений Михлин, Инесса Петренко, Светлана Плахотнюк, Галина Савенко, Ирина Самойлова, Светлана Цихоцкая, Светлана Фатеева и начальники отделов Аркадий Быков, Ирина Гершуненко и Юрий Шаульский.

Хочется выразить благодарность руководителям областных Госарбитражей: многие из них прошли все этапы реформирования арбитражной системы, а некоторые и сегодня продолжают руководить местными и апелляционными хозяйственными судами.

Из арбитров — в судьи

Судьбоносные изменения в арбитражной системе в самые ответственные периоды ее развития связаны с жизнью и деятельностью яркой личности — Дмитрия Притыки, который с 1986 по 1989 год работал заместителем и первым заместителем главного государственного арбитра Госарбитража УССР, а в 1989—2006 годах возглавлял последний. Именно этот выдающийся специалист сформировал в Высшем арбитражном (хозяйственном) суде команду профессионалов-единомышленников, среди которых — Анатолий Осетинский, Виктор Москаленко и Сергей Демченко.

Экономические преобразования, переход на рыночную экономику требовали кардинального реформирования органов арбитража, поэтому возникла потребность создать специальный судебный орган для рассмотрения хозяйственных споров. Таким институтом судебной власти стал арбитражный суд. Верховный Совет УССР 4 июня 1991 года принял закон «Об арбитражном суде», которым предоставил арбитражным судам статус органов судебной власти, осуществляющих правосудие в хозяйственных отношениях. В соответствии с данным актом в Украине начали работать Арбитражный суд АР Крым, арбитражные суды областей, гг.Киева и Севастополя, соста­влявшие единую систему арбитражных судов Украины, во главе которой стоял Высший арбитражный суд.

После вступления в силу 10 февраля 1993 года закона «О статусе судей» все арбитры получили статус судей.

Принятие Конституции Украины создало правовую базу, обеспечившую развитие судебной системы. Законом «Об арбитражном суде» от 20.02.97 слова «арбитр», «арбитражная коллегия» заменены словами «судья», «судебная коллегия», что еще больше подчеркнуло правовую природу арбитражных судов как специализированных судебных органов. С момента принятия данного закона арбитражные суды уверенно заняли свое место в системе органов правосудия Украины.

Существенный вклад в создание системы в этот период сделали судьи Высшего арбитражного (хозяйственного) суда, в частности: первый заместитель главного государственного арбитра Госарбитража при Совете Министров УССР, а в дальнейшем — первый заместитель председателя Высшего арбитражного (хозяйственного) суда Николай Гречковский; судьи: Иосиф Милевский, Любовь Невдашенко, Виталий Рыбак, Виктор Семчук, Наталия Панченко, Федор Черногуз, а также Татьяна Новикова, которой, к сожалению, уже нет в живых.

Яркий след в истории хозяйственных (арбитражных) судов оставили судьи (арбитры), около 20 лет своей жизни отда­вшие этой системе. Часть из них уже в отставке, а некоторые и сегодня продолжают плодотворно работать.

«Хозяйственный» этап

Очередным важным шагом в реформировании арбитражного судопроизводства стало принятие 21 июня 2001 года акта «О внесении изменений в Закон Украины «Об арбитражном суде», которым, в частности, слово «арбитражный» заменено словом «хозяйственный», введена трехзвеньевая система судов, созданы апелляционная и кассационная инстанции для рассмотрения жалоб на решения местных судов, изменен объем прав участников судебного процесса.

Во исполнение указа Президента «О соз­дании апелляционных хозяйственных судов и утверждении сети хозяйственных судов Украины» от 11.07.2001 начали функционировать 7 апелляционных хозяйственных судов: Днепропетровский, Донецкий, Киевский, Львовский, Одесский, Севастопольский и Харьковский, которые возглавили, соответственно, Владимир Плевако, Виктор Татьков, Андрей Пинчук, Богдан Мазовита, Валерий Балух, Владимир Коваль и Николай Титов. Полномочия данных апелляционных хозяйственных судов распространялись на соответствующие апелляционные округа.

Согласно указу Президента от 30.05.2002 созданы Житомирский и Запорожский апелляционные хозяйственные суды, а указу от 25.06.2003 — Киевский межобластной и Луганский апелляционные хозяйственные суды.

После вступления в действие 1 июня 2002 года закона «О судоустройстве Украи­ны» утратил силу закон «О хозяйственных судах», что условно можно считать завершением первого этапа судебной реформы. В целом это имело положительное влияние, поскольку закреплялся статус специализированных судов, очерчивались полномочия их руководителей, порядок назначения судей на административные должности и т.п., была утверждена трехзвеньевая система хозяйственных судов: местные (хозяйственные суды АР Крым, областей, гг.Киева и Севастополя), апелляционные и Высший хозяйственный суд.

Во исполнение закона «О судоустройстве Украины» с марта 2003 года в ВХС созданы судебные палаты:

• по рассмотрению дел, возникающих из налоговых и других отношений, связанных с государственным регулированием деятельности субъектов хозяйствования (возглавил А.Осетинский);

• по рассмотрению дел по хозяйственным спорам, связанным с защитой права на объекты интеллектуальной собственности (возглавил В.Москаленко);

• по рассмотрению дел по спорам между субъектами хозяйствования (возглавил С.Демченко);

• по рассмотрению дел о банкротстве (возглавил Н.Титов).

В 2006—2010 годах ВХС руководил С.Демченко, который последовательно и принципиально принимал меры для обеспечения соблюдения законности в сфере хозяйственных правоотношений в условиях развития рыночной экономики. Заместителями председателя ВХС в это ответственное время были опытные и высококвалифицированные судьи: А.Осетинский, В.Москаленко и Александр Шульга (вышел в отставку в 2011 году).

Следующий этап реформирования системы хозяйственных судов ознаменовался принятием 7 июля 2010 года закона «О судоустройстве и статусе судей», которым определены организация осуществления правосудия, система судов общей юрисдикции, статус судей, порядок осуществления судейского самоуправления и т.п. Данный акт можно считать существенным шагом к созданию доступной и действенной судебной системы в соответствии с Конституцией и международными стандартами в области правосудия.

Во исполнение положений данного закона и для надлежащего обеспечения эффективной работы в новых условиях собрание судей ВХС определило специализацию судей, и по предложению председателя учреждения их распределили между четырьмя вновь созданными судебными палатами, секретарями которых были назначены Александр Кот, Евгений Першиков, Анастасия Зарицкая и Сергей Могил.

Согласно указу Президента «Вопросы сети хозяйственных судов Украины» от 12.08.2010 сейчас функционируют 27 местных и 8 апелляционных хозяйственных судов.

Следует особо отметить и неизменных заместителей председателя ВХС — А.Осетинского и В.Москаленко. Это самоотверженные высококвалифицированные судьи, принимавшие непосредственное участие в проведении всех масштабных преобразований: от выведения Госарбитража из подчинения исполнительной власти до его превращения в арбитражные (хозяйственные) суды. Становление и развитие системы хозяйственных судов независимой Украины также трудно представить без команды нынешних судей ВХС, которые уже более двух десятилетий посвящают себя служению закону.

Руководитель системы

Много усилий для создания отечественной системы судов хозяйственной юрисдикции приложил В.Татьков, который с 1994 года занимал должность заместителя председателя Арбитражного (хозяйственного) суда Донецкой области, а с 2001 года — председателя Донецкого апелляционного хозяйственного суда. Возглавив суд апелляционной инстанции, он много внимания уделял усовершенствованию организационной деятельности учреждения, сумел наладить четкий механизм осуществления хозяйственного судопроизводства, работу по укреплению законности в хозяйственных правоотношениях. Как председатель суда Виктор Иванович постоянно заботился о формировании кадрового потенциала и материально-техническом обеспечении, создал образцовые условия для деятельности судей и работников аппарата.

В 2004 году В.Татьков защитил диссертацию на тему «Правовая природа, состав и содержание учредительных документов акционерного общества». Решением президиума Высшей аттестационной комиссии Украины ему присвоена научная степень кандидата юридических наук.

По количественным и качественным показателям работы Донецкий апелляционный хозяйственный суд занял достойное место среди апелляционных хозяйственных судов Украины. Залогом успешной работы учреждения стало изучение и обобщение судебной практики, предоставление эффективной методической помощи в применении законодательства местным хозяйственным судам, расположенным в апелляционном округе, проведение семинаров и круглых столов по рассмотрению и обсуждению актуальных вопросов применения законодательства в отдельных категориях дел, прохождение судьями первого звена практики в Донецком апелляционном хозяйственном суде.

В 2006 году совместным решением пленума ВХС и Совета судей хозяйственных судов Донецкий апелляционный хозяйственный суд признан модельным: опыт его работы рекомендовано учитывать другим хозяйственным судам. По инициативе Виктора Ивановича в 2004 году на базе Донецкого апелляционного хозяйственного суда создано Донецкое региональное отделение Академии судей Украины.

С 2002 по 2010 год В.Татькова избирали членом Совета судей хозяйственных судов, а в 2005-м — в состав его президиума. С 2005 по 2010 год он входил в Совет судей Украины.

Решением Высшего совета юстиции в сентябре 2010 года В.Татьков назначен председателем ВХС, а в декабре 2010-го — членом ВСЮ. Дальнейшая реализация судебной реформы в системе хозяйственных судов проходит уже под его непосредственным руководством.

Для обеспечения работы в новых условиях Виктор Иванович разработал комплексные меры по реализации хозяйственными судами положений закона «О судоустройстве и статусе судей», во исполнение которых проведена реорганизация судебных палат и аппарата ВХС.

В.Татьков активно занимается зако­но­творческой деятельностью, выступил инициатором проработки с комитета­ми ВР законопроектов, направленных на совершенствование правосудия, судоустройства, статуса судей, хозяйственного судопроизводства, системы обеспечения функционирования судебной власти. Председатель ВХС также является членом Комиссии по вопросам реформирования судебной системы.

Виктор Иванович стал победителем всеукраинского конкурса «Юрист года 2010» в номинации «судья хозяйственного суда», является действительным членом Союза юристов Украины, неоднократно награждался отличиями ВХС, а также государственными наградами.

Підготовлено управлінням організаційної роботи Вищого господарського суду України