Закон і Бізнес


Об истребовании земельных участков


№29 (1275) 16.07—22.07.2016
5776

В постановлении от 29.06.2016, принятом в деле №6-1376цс16, Верховный Суд выразил правовую позицию по истребованию земельных участков из чужого незаконного владения. Правоотношения, связанные с выбытием земель из государственной или коммунальной собственности, составляют «общественный», «публичный» интерес, а решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, на основании которого земельный участок выбыл из государственной или коммунальной собственности, такому общественному интересу не соответствует.


К спорным правоотношениям об истребовании земельных участков из владения получателей и возврата их в собственность государства подлежит применение Первого протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому каждое физическое или юридическое лицо имеет право мирно владеть своей собственностью. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения не ограничивают права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов.

Согласно практике ЕСПЧ, в частности решениями по делам «Спорронг и Льонрот против Швеции» от 23.09.82, «Джеймс и другие против Соединенного Королевства» от 21.02.86, «Щекин против Украины» от 14.10.2010, «Серков против Украины» от 7.07.2011, «Бывший король Греции и другие против Греции» от 23.11.2000, «Булвес» АД против Болгарии» от 22.01.2009, «Трегубенко против Украины» от 2.11.2004, «East / West Alliance Limited»против Украины» от 23.01.2014, наработано три критерия, которые следует оценивать на предмет совместимости действий по вмешательству в право человека на мирное владение имуществом с гарантиями указанной нормы, а именно:

ЕСПЧ констатирует нарушение ст.1 Протокола, если хотя бы один из критериев не будет соблюден.

Принятие решения о передаче в частную собственность земли государственной или коммунальной собственности лишает украинский народ в целом или конкретную тер риториальную общину правомочий собственника земли в том объеме, который позволяет ее статус как земли государственной или коммунальной собственности. В этом контексте в сфере земельных правоотношений важную роль играет конституционный принцип законности приобретения и реализации права собственности на землю в сочетании с соблюдением принципов правового порядка в Украине, в соответствии с которыми органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.