Закон і Бізнес


Доступна ли публичная информация?

Прекращается практика предоставления разъяснений норм права центральными органами исполнительной власти


№44 (1083) 03.11—09.11.2012
ВЛАДИСЛАВ ОПАНАСИК
1573

Такое указание содержится в решении Кабинета Министров от 20.10.2011 (согласно извлечению из протокола №76 заседания Правительства от 20.10.2011) и противоречит принципам публичности и прозрачности власти.


Обратившись к Министерству здравоохранения с запросом о доступе к публичной информации, ЮК «Правовой Альянс» получила ответ, в котором говорилось, что министрам, руководителям других центральных органов исполнительной власти приказано прекратить практику предоставления разъяснений норм законодательства, кроме случаев, предусмотренных законом.

Следует отметить, что запрос о доступе к публичной информации не касался разъяснений законодательства.

Такие решения и ответы органов исполнительной власти не остаются незамеченными.

Прежде всего ст.1 закона «О доступе к публичной информации» закреплено, что публичной информацией является отображенная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе исполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации. А запрос на доступ к публичной информации направляется именно в порядке, предусмотренном данным законом.

Публичная информация является открытой, кроме случаев, предусмотренных законом. Это случаи, когда публичная информация отнесена к конфиденциальной, тайной или служебной информации, что предусмотрено ст.6 закона «О доступе к публичной информации».

Если поставленные вопросы не касаются национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, если речь не идет об ограничении доступа к информации с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения сведений, полученных конфиденциально, или для поддержания авторитета и непредубежденности правосудия, на них должен быть дан ответ.

Кроме того, в соответствии с пп.5 п.4 положения о Министерстве здравоохранения, утвержденного указом Президента от 13.04.2011 №467/2011, министерство в соответствии с возложенными на него задачами информирует и предоставляет разъяснения относительно осуществления государственной политики в сферах здравоохранения, санитарно-эпидемического благополучия населения, противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям, создания, производства, контроля качества и реализации лекарственных средств, медицинских иммунобиологических препаратов и медицинских изделий. Неотъемлемой составляющей государственной политики в упомянутых сферах являются нормативно-правовые акты, которые регулируют соответствующие правоотношения, а также практика применения указанных актов, которая является производной непосредственно от понимания и толкования последних определенным органом.

Из вышеупомянутого можно сделать вывод, что указание Кабмина, адресованное министрам и руководителям других центральных органов исполнительной власти, относительно прекращения практики предоставления разъяснений норм законодательства является необоснованным и ограничивающим право граждан на получение информации, а соблюдение таких рекомендаций — недопустимым, поскольку делает информацию закрытой.