Закон і Бізнес


Отделался легким залогом

Избранная для Мельниченко мера пресечения отражает цену информации, которой он располагает


№43 (1082) 25.10—02.11.2012
ВАСИЛИЙ КОЛИШНЫЙ
3007

Вряд ли у кого-то возникали сомнения, что рано или поздно соучастник «кассетного скандала» Николай Мельниченко появится на родине. Однако сообщение о том, что объявленный в международный розыск бывший сотрудник Государственной службы охраны задержан в аэропорту «Борисполь», все же стало неожиданностью.


Сообщение пресс-центра Службы безопасности о задержании Н.Мельниченко «на основании постановления Шевченковского районного суда г.Киева» в аэропорту «Борисполь» не имело эффекта информационной бомбы. Но заставило задуматься над причинами, побудившими бывшего охранника Леонида Кучмы изменить местонахождение.

Если бы Н.Мельниченко был экстрадирован из Италии, о чем и просила Генеральная прокуратура, все было бы понятно. Однако неаполитанский суд так и не вынес вердикт на этот счет, но выпустил задержанного на свободу после ареста.

Как утверждают некоторые СМИ, с Апеннинского полуострова бывший охранник вернулся в США. Однако срок действия американской визы уже подходил к концу, и, не имея шансов на то, что его продлят, Н.Мельниченко был вынужден сделать выбор: либо ждать экстрадиции, либо попытаться договориться с украинскими стражами порядка. Ведь обвинения в разглашении государственной тайны, подделке документов и превышении служебных полномочий трудно было бы обосновать политическими мотивами.

Как ранее отмечал «ЗиБ», летом этого года Н.Мельниченко сделал ход конем, заявив, что имеет доказательства против соучастников убийства народного депутата Евгения Щербаня. Это в свое время подтвердил и первый заместитель Генерального прокурора Ренат Кузьмин, подчеркнув, что пленки Н.Мельниченко могут быть использованы в качестве доказательства против Юлии Тимошенко. «Вещественными доказательствами в уголовном процессе являются любые фактические данные, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом, который содержит исчерпывающий их перечень. И пленки Мельниченко при определенных условиях могут быть использованы в качестве доказательства», — заявил Р.Кузьмин.

И хотя первый заместитель генпрокурора подчеркнул, что у прокуратуры и без того достаточно доказательств, чтобы предъявить Ю.Тимошенко обвинение в организации и финансировании убийства Е.Щербаня, дополнительные подтверждения никогда не помешают. Тем более от источника, на который когда-то ссылались и американские спецслужбы.

Однако, как известно, дорога ложка к обеду. И ценность показаний Н.Мельниченко снижалась бы с каждым днем. Поэтому, очевидно, он и избрал путь договоренности со следователями ГПУ, чтобы по крайней мере рассчитывать на мягкое наказание и даже на условный срок. Поскольку показания относительно убийства Е.Щербаня будут иметь особый эффект не только накануне выборов, но и во время последующей информационной кампании в ходе судебного рассмотрения дел, возбужденных против Ю.Тимошенко, такой расчет возможен.

Гражданская жена Н.Мельниченко Наталья Розинская в интервью журналистам подтвердила, что во время разговоров по скайпу муж говорил о возвращении в Украину. По ее словам, точную дату он не называл, но то, что это произойдет еще до выборов, она знала. То есть Н.Мельниченко связывал свое возвращение именно с избирательной кампанией.

О наличии определенных договоренностей со следователями будет свидетельствовать и то, останется ли Н.Мельниченко на свободе. Второй раз избрать обвиняемому, который сбежал и скрывался от следствия, меру пресечения в виде подписки о невыезде — это невозможный прецедент для украинской судебной системы. А за решеткой бывший охранник будет лишен возможности общаться с прессой, что сделает невозможным создание новых информационных поводов...

Насколько ценной является информация, которой располагает Н.Мельниченко, узнаем уже в ближайшее время. Ведь первый заместитель Генпрокурора пообещал дать ответы «на вопросы, в последнее время очень интересующие журналистов», на своей пресс-конференции.

Как известно, Николая Мельниченко отпустили под залог и предоставили охрану.

 

Прямая речь

Владимир Фесенко: 

— Ситуация с Николаем Мельниченко — это наглядная иллюстрация внутренних конфликтов, внутренней конкуренции между разными людьми и разными институтами. Н.Мельниченко, наверное, получил какие-то гарантии от Генпрокуратуры, от отдельных ее руководителей.

Одним из наиболее реальных объяснений ситуации с его задержанием может быть то, что во власти, в правоохранительных структурах, видимо, есть люди, не заинтересованные в возвращении Н.Мельниченко и «реанимации» его пленок. Рискну предположить, что это связано с «делом Кучмы».

Виктор Небоженко: 

— Думаю, его задержали для того, чтобы он не сильно требовал гарантий. Если у человека есть гарантии, то ему необязательно быть задержанным.

То, что его дело будет использовано против Юлии Тимошенко, не вызывает никаких сомнений. Ведь нельзя организовать процесс только на основании показаний сокамерников или еще каких-то других людей. В то же время возникает вопрос: Н.Мельниченко формировали как грозное оружие против Л.Кучмы? То есть весьма возможно, что будут использованы сопутствующие технологии, очередные судебные претензии к бывшему Президенту.