Закон і Бізнес


Господа заключенные

Действительно ли за рубежом сидеть хорошо?


Вход на территорию тюрьмы Тегель почти свободный (фото автора).

№17 (1263) 23.04—29.04.2016
ЭТЕРИ ЧАЛАНДЗИЯ
6572

Существует немало легенд о том, что европейские места заключения больше похожи на дома отдыха, чем на российские пенитенциарные заведения. Корреспондент «Ленты.ру» посетила берлинскую тюрьму Тегель и лично убедилась, что эти представления не беспочвенны.


Право на частную жизнь — свято

Прозрачная металлическая декоративная решетка. Широко распахнутые ворота. Свободный вход и въезд для автомобилей. Так выглядит вход на территорию мужской тюрьмы закрытого типа Тегель федеральной земли Берлин.

Это пенитенциарное заведение было построено еще в 1898 году. Сейчас тюрьма насчитывает 935 камер, заключенных немного меньше, порядка 830 человек. Иностранцев примерно 32%. Но если прибавить к ним немецких граждан иностранного происхождения, то получится больше половины. Среди последних больше всего турок. Много арабов, поляков и выходцев из стран бывшего Советского Союза.

В Германии насчитывается примерно 80 заключенных на каждые 100 тысяч населения. Это в самом конце мирового статистического списка. Меньше только в странах Скандинавии, там 73 заключенных на те же 100 тысяч. На втором месте в этом списке Россия с 475 заключенными, а лидируют США, у них 716 человек на 100 тыс.

Изнутри старый корпус выглядит довольно предсказуемо за исключением одной детали: в коридоре на стене на видном месте висит телефон. Оказалось, что пользоваться им могут все заключенные. Можно звонить в любую страну и разговаривать, сколько позволяют средства. Более того, по словам директора тюрьмы Мартина Римера, в тюрьмах нового образца аппараты установлены даже внутри камер и заключенные могут звонить кому и куда угодно в любое время суток. И эти разговоры не прослушиваются! Это запрещено законом, охраняющим право заключенного на частную жизнь.

Есть, правда, некоторые исключения. Если, например, насильник будет из тюрьмы угрожать жертве насилия, такие звонки будут заблокированы. В остальном — никаких ограничений, кроме денег. А их в немецкой тюрьме заключенные зарабатывают сами.

Пожизненно осужденных в Тегеле примерно 80 человек. Их содержание предусматривает перемещение из одного корпуса в другой. Пожизненный срок разделен на три фазы, которые заключенные проводят в разных помещениях, переезжая в положенное время с места на место. Сделано это в рамках специальной терапии, предполагающей, что подобные перемещения, пусть и внутри тюремного комплекса, благотворно влияют на психику человека, до конца жизни помещенного за решетку.

Смертная казнь, с принятием Конституции ФРГ в 1949 году, в Германии отменена.

Попытки побега из тюрьмы бывали, и не раз. Последняя, причем успешная, произошла в 1993 году. Тогда заключенным удалось перелезть через стену шестиметровой высоты. И хотя гораздо проще не вернуться в тюрьму из увольнительной, такие случаи здесь чрезвычайно редки — примерно 0,12% от общего числа увольнительных в год.

В относительно новых корпусах камеры по 10 м2 с туалетом и раковиной. Душ на этаже. В камере — кнопка коммутатора. Заключенный в любой момент может связаться с дежурным постом в случае недомогания или, напротив, его самого предупреждают снизу о том, что, например, пришел адвокат и надо бы спуститься.

На тюремных окнах решетки, но сами окна можно открывать. В соответствии с европейскими нормами считается, что у заключенного должна быть возможность проветривать свою камеру. Хотя такая конструкция выходит значительно дороже и при строительстве, и при отоплении помещения, и всем было бы удобнее и дешевле, если бы окна не открывались, но соблюдение установленных судами норм здесь свято.

Еще одна деталь, производящая сильное впечатление. Оказалось, что все глазки в дверях камер, через которые надзиратели могли бы наблюдать за происходящим внутри, перекрыты.

Во время одного из посещений комиссией по правам человека кто-то обратил внимание на глазки, и эту деталь сочли недопустимой. Пусть и проштрафившийся перед обществом, но заключенный имеет право оставаться один на один с собой за закрытой дверью. В результате комиссия настояла на том, чтобы всякая слежка была исключена, глазки заделали, и теперь видеомониторинг в тюрьме производится только по внешнему периметру.

444 минуты трудовой перековки

Особняком на территории тюрьмы стоит постройка, больше похожая на неплохую гостиницу или дом отдыха. Это новый корпус, открытый в октябре 2014 года. В нем 60 камер площадью по 20 м2, в которых есть туалет, душ, телефон, персональная кухня и мини-холодильник. Кухни есть и на этаже. Все помещение климатизировано.

Сейчас здесь содержатся 42 не совсем обычных заключенных. Это злостные рецидивисты, преступники, осужденные за нанесение тяжких телесных повреждений и все виды сексуальных преступлений. Формально они уже отбыли наказание, но по решению суда считаются все еще опасными для общества. Им назначается мера превентивного заключения, и этот срок они отбывают на особых условиях, в здании, в котором нет даже решеток на окнах.

Однако это не значит, что корпус никак не защищен. Напротив. Стекла в спецблоке пуленепробиваемые, а художественная вставка в окне, элемент декора, сделана из сверхпрочного спецсплава, который невозможно распилить или деформировать. Но, когда вы стоите напротив здания с кактусами и фикусами в окнах, в голове не укладывается, что это тоже тюрьма.

На территории тюрьмы Тегель располагаются 12 мастерских, и у заключенных довольно большой выбор работ. В среднем осужденные здесь зарабатывают порядка €250 в месяц. Если по каким-то не зависящим от заключенного причинам он не работает, например администрация временно не может его трудоустроить, он получает около Є30 евро в месяц. Учитывая, что за деньги здесь можно купить продукты, сладости и сигареты, а так же оплатить телефонные звонки, сумма это, конечно, мизерная. Никаких передач «с воли» во избежание контрабанды здесь нет, зато есть трехразовое питание.

С немецкой дотошностью подсчитано, что в день заключенные работают 444 минуты, что составляет 37 часов в неделю. Обычная продолжительность работы в немецких госучреждениях составляет 40 часов в неделю, но в тюрьме довольно много времени уходит на контроль и досмотр до и после работы, поэтому рабочих часов здесь меньше, чем на воле.