Совмещение адвокатом статуса физического лица-предпринимателя независимо от вида предпринимательской деятельности не является нарушением Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» и Правил адвокатской этики и не может быть основанием для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности.
Такой вывод содержит разъяснения Совета адвокатов Украины, утвержденное решением САУ от 26 февраля 2016 №74. К такому выводу САУ пришел, рассматривая обращение КДКА Харьковской области относительно дисциплинарной ответственности адвоката, который действует без заключения договора о предоставлении правовой помощи, и возможности привлечения к дисциплинарной ответственности адвоката при остановке его права на занятие адвокатской деятельностью.
Физическое лицо имеет статус адвоката с момента получения свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью и внесения сведений о нем в ЕРАУ и до момента прекращения права на занятие адвокатской деятельностью и внесения об этом соответствующих сведений в ЕРАУ. Поэтому, распространение на адвоката гарантий его профессиональной деятельности не зависит от заключения и содержания договора о предоставлении правовой помощи по конкретным клиентом.
Вместе с тем, ч.2 статьи 27 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» регламентирует исчерпывающие случаи предоставления правовой помощи адвокатом без заключения договора в письменной форме.
Системный анализ ч.1 статьи 26 и ч.1 и 2 статьи 27 Закона об адвокатуре позволяет сделать вывод о том, что предоставление правовой помощи адвокатом без заключения договора в письменной форме, в частности, только на основании доверенности, не допускается, кроме случаев, предусмотренных ч.2 статьи 27 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».
Итак, заключение адвокатом договора о предоставлении правовой помощи следует считать обязанностью адвоката, предусмотренным законом.
Исчерпывающий перечень оснований привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности предусмотрен в статье 34 Закона об адвокатуре, в частности, п.7 ч. 2 ст.34 Закона установлено, что нарушение других обязанностей адвоката, предусмотренных законом, относится к дисциплинарным проступкам.
Возможность привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности в случае нарушения им других обязанностей адвоката, в частности, за предоставление правовой помощи клиенту без заключения договора о предоставлении правовой помощи, следует оценивать исходя из общих правовых условий и порядка привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности.
Сочетание адвокатом статуса физического лица-предпринимателя независимо от вида предпринимательской деятельности не является нарушением Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» и Правил адвокатской этики и не может быть основанием для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем, наличие у лица статуса адвоката предусматривает возможность его привлечения к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства по основаниям, предусмотренным Законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».