Закон і Бізнес


Ба! Знакомые все… проблемы! Кандидаты в руководители жалуются на нехватку денег, кадров и перебои с отправкой корреспонденции


Судейское самоуправление, №50 (985) 11.12—17.12.2010
3499

На многочисленные случаи ненадлежащего отправления почтовой корреспонденции судьи жалуются постоянно.


Не обошли эти трудности и вновь созданный Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел, который работает уже больше месяца. На «заторможенный» поток корреспонденции обратил внимание кандидат на должность заместителя председателя этого суда Николай Пшенка, которого на нее рекомендовал назначить Совет судей общих судов.

Кандидаты-оптимисты

В начале встречи 2 декабря члены ССОС коснулись вопроса автоматизированной системы делопроизводства, которая должна заработать во всех судах с 1 января 2011 года. «С одной стороны, за автоматизацией — будущее, а с другой — обеспечение гласности правосудия», — заметил председатель ССОС Павел Гвоздик. После чего добавил, что в США есть суды, в которых отсутствует автоматизированная система документооборота и распределение дел осущест¬вляется путем жеребьевки.
Как выяснилось, к проекту Положения об автоматизированной системе делопроизводства у судей есть некоторые замечания. Между прочим, как отметил П.Гвоздик, пока еще над документом работает редакционная комиссия. (На прошлой неделе этот документ наконец был опубликован на сайте ГСАУ и читатели смогут ознакомиться с ним в следующем номере нашего еженедельника. — Прим. ред.)
Поэтому члены ССОС пока что взялись за кадровые во¬просы. Первым, кому удалось получить рекомендацию на назначение заместителем председателя Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел был, Николай Пшенка, который 21 октября перешел в это учреждение. До этого он работал в Верховном Суде. Члены ССОС поинтересовались, почему его коллеги из ВС не думают менять место работы. Нежелание судей Н.Пшенка, в частности, мотивировал организационными просчетами. «Возможно, нужно было преду¬смотреть больший срок для перехода», — объяснил законник.
Кроме того, Н.Пшенка допустил: очевидно, судьи надеются остаться в стенах ВС. «Но это не реально. Не может быть, чтобы в штатном расписании было 20, а в Суде работали 54 работника», — подытожил кандидат.
Н.Пшенка имеет достаточно большой опыт работы. В целом он проработал 14 лет на такой должности в разных судах. И на этом останавливаться не собирается. На во¬прос членов совета, чем вы¬звано его желание продолжать деятельность в качестве заместителя теперь в ВГУС, Н.Пшенка объяснил, что хотел бы еще поработать в судебной системе.
Кандидата попросили поделиться своим видением будущего высшего спецсуда. Прогнозы были оптимистичными, мол, новый закон «О судоустройстве и статусе судей», охвативший фактиче¬ски все судейские вопросы, открывает немало перспектив.
От перспектив Николай Павлович вернулся к традиционным судейским проблемам, которые, похоже, будут актуальны во все времена. Среди извечных трудностей правосудия — проблемы с отправкой корреспонденции. Н.Пшенка отметил, что уже месяц как работает ВГУС (в гражданской палате — 10 судей, в уголовной — 19), а дела в него так и не поступают. «Я истребовал дело 1 ноября, а оно до сих пор еще не поступило. Мне сообщают, что не пришел запрос. Я проверил, от нас запрос был отправлен», — пожаловался Н.Пшенка и подвел итог: если направляется запрос, он может пролежать на почте месяц, если не больше, а потом еще месяц придется ждать ответа.
В отличие от коллег из Совета судей административных судов, которые голосуют за кандидатов на руководящие должности открыто, члены Совета судей общих судов отдали преимущество тайному режиму.
Затем орган судейского самоуправления во второй раз рекомендовал назначить на должность председателя Апелляционного суда Сум¬ской области Николая Лугового, занимавшего это кресло с 2005 года. Рассказывая о наболевших проблемах суда, он не обошел вниманием и финансовых трудностей, причем его объяснения не поразили новизной. Было отмечено, что суд задолжал 5 тыс. грн. за электроэнергию. Традиционно у кандидата поинтересовались, какими он видит перспективы суда. «Я оптимист и будущее Фемиды вижу нормальным», — лаконично заверил законник, и обратил внимание на проблемные вопросы, касающиеся социальных выплат.

Внутренние резервы

«Пропуск» на руководящую должность в Апелляционном суде Черниговской области получил Садиг Тагиев. До этого он был заместителем председателя Апелляционного суда Луганской области. К С.Тагиеву у членов ССОС было едва ли не больше всего вопросов. В частности, владеет ли он государственным языком. «Не совсем, но владею», — ответил С.Тагиев. Не страшно ли менять Луганщину на Черниговщину? Кандидат заверил, что не боится перемен, мол, «Украина — одно государство, и в Чернигове те же люди». У него поинтересовались, бывал ли он в суде, который намеревается возглавить, и как там отнеслись к его возможному председательству. По словам С.Тагиева, его кандидатуру восприняли в коллективе хорошо.
Еще одну рекомендацию от членов совета получил претендент на место руководителя в Артемовском горрайонном суде Донецкой области Сергей Букрей. Как отметил последний, его кандидатура официально в коллективе суда не обсуждалась. О других желающих занять админдолжность ему ничего не известно. Правда, выдвиженец добавил, что его предшественник не хотел больше быть в должности председателя. На вопрос, какие у него отношения с бывшим руководством, судья заверил, что исключительно рабочие.
С.Букрей, как и предыдущие кандидаты на админдолжности, докладывая о судейских проблемах, пожаловался на сложную ситуацию. Правда, в отличие от других, которые главным образом обращали внимание на недофинансирование и «почтовые неурядицы», он отметил нехватку кадров. По словам законника, судейский корпус заполнен лишь наполовину: 7 служителей Фемиды уволились, 6 вышли в отставку. Чтобы нормально работать в таких условиях, нужно искать внутренние резервы и, конечно, ждать «свежей крови». Также, добавил претендент, не мешало бы усовершенствовать распределение обязанностей и повысить уровень квалификации судей. Если кандидатуру С.Букрея одобрят в Высшем совете юстиции, он будет иметь возможность проявить свое организаторские способности.
Несмотря на то что желающих получить админдолж¬ности было всего 4, члены совета потратили около 2 ча¬сов на рассмотрение личных дел. Все согласились, что нужно упрощать процедуру отбора, иначе вскоре придется собираться как представителям ВККС, то есть заседать часто и долго. Как пример один из членов органа судейского самоуправления привел алгоритм отбора в ВСЮ. Сначала претендент проходит секцию Совета, во время которой получает соответствующее заключение, и уже потом решение его судьбы выносится на заседание конституционного органа. Именно такую процедуру придется пройти кандидатам, которых ССОС рекомендовал на руководящие должности.

Татьяна КУЛАГИНА