Закон і Бізнес


Дыры бюджетных расчетов

Вместо того чтобы ограничить расходы, власть имущие накапливают долги


Банки и клиенты, №49 (984) 01.12—10.12.2010
2997

Усилия Правительства, старающегося наполнить бюджет, не дали ожидаемого результата. Дефицит главной сметы страны за неполный год вырос вдвое — до 52,8 млрд грн.


Эксперты советуют власть имущим ограничить расходы, но пока Кабмин накапливает долги. Только в этом году они выросли на треть. Кредит МВФ не сможет покрыть дефицит госбюджета. Причина  в том, что слишком велики расходы. По сравнению с финпланом на 2009 год они увеличились на 26% и должны были покрываться за счет доходов от приватизации и дополнительных фискальных сборов.

Оптимистичный провал

Операции таможенников «Щит» и «Бюджет» должны были принести деньги благодаря расширению базы налогообложения и детенизации, однако ожидаемого эффекта не дали.
Доходы общего фонда бюджета в январе — сентябре составили лишь 95,2% предусмотренного. В казну зачислено 143,8 млрд грн. — на 7,3 млрд меньше, чем было запланировано. План по НДС недовыполнен на 5,1 млрд грн., по налогу на прибыль — на 2,6 млрд, акцизному сбору — на 1,8 млрд.
Таможня за девять месяцев увеличила поступления в бюджет на 38% — до 62 млрд грн. (90% запланированного). Как говорят в Гос¬таможслужбе, основная причина невыполнения плана — изменение законодательства, касающегося таможенного оформления газа. В прошлом году его оформили на 20,5 млрд грн., в текущем — на 2,5 млрд.
Не выполнили план и таможенники, когда весной этого года под предлогом борьбы с заниженной стоимостью несколько недель блокировали импорт товаров.
Пересохли и потоки переплат. По данным Счетной палаты, за январь — сентябрь этого года авансы возросли на 1,5% — до 14,5 млрд грн. Следовательно, налоговый долг вырос до 13,1 млрд. Увеличить сумму авансов таможенники не смогли.
Способствовали увеличению дефицита и признанные государством просроченные долги по возвращению экспортерам НДС на 16 млрд грн. Их автоматически отнесли к дефициту бюджета. Этот долг перекочевал из прошлого в текущий год.
Провалились и приватизационные планы Правительства. От реализации госимущества оно надеялось получить по меньшей мере 10 млрд, причем большую часть этой суммы — за счет продажи «Укртелекома». Однако подготовить предприятие к проведению конкурса не удалось. Торги перенесли с августа на декабрь, однако за такой короткий срок компанию вряд ли удастся продать. Других прибыльных и ликвидных активов у государства нет, поэтому план приватизации 2010 года будет провален.
Правительство в своих расчетах было слишком оптимистичным. Оказалось, что ВВП увеличился всего на 3,5%, темпы роста в ІІІ квартале замедлились, а экономика в условиях фискального давления на фоне принятия Налогового кодекса уходит в «тень».
«Сворачивание деятельности предприятий происходило в 2009 году, но фискальные последствия этого процесса бюджет начал чувствовать в 2010-м. Фирмы массово закрывались и погашали свои налоговые обязательства. В этом году они уже не работали», — отметил эксперт Института бюджета и социально-экономических отношений Артем Рудик.

Расходные сокращения

Стало понятно, что политика увеличения доходов ни к чему не приведет, поэтому придется сокращать расходы. Однако чиновники говорят: делать секвестр — значит резать по живому, ведь 3/4 расходов идут на социальные цели.
Только 7% ВВП составляет бюджетное финансиро¬вание Пенсионного фонда. Огромные деньги понадобятся, чтобы устранить дисбаланс внутренних и внешних цен на газ. По прогнозам НАК «Наф¬тогаз України», прямые убытки от продажи голубого топлива теплокоммунэнерго и промышленным предприятиям в этом году будут составлять 17 мдрд грн.
Также государственная компания должна вернуть 12,1 млрд «Росукрэнерго». Такое решение принял Стокгольмский международный арбитражный суд, а Верховный Суд Украины его подтвердил.
Летом под давлением МВФ Правительство сократило расходы бюджета. Дефицит уменьшился до 4,99% ВВП, доходы — на 13,4 млрд грн., затраты — на 17 млрд. Однако этого оказалось недостаточно.
Казалось бы, нужно сокращать расходы на содержание госаппарата, которые в этом году увеличились на четверть. Однако Правительство, несмотря на рекомендации, повысило расходы на обеспечение своей деятельности. В частности, Кабмин на 70 млн грн. увеличил финансирование областных и районных госадминистраций, на 54 млн — Верховной Рады, на 5 млн — Государственного управления делами, на 200 млн — лечения народных депутатов, на 4,52 млн — курортов ГУД.
Неизвестно, за счет чего финансируется приобретение вертолета и сооружение вертолетной площадки . Только геликоптер стоит $17 млн, это в 2,5 раза дороже, чем у президентов США, России и Германии.
Кабмин мог бы уменьшить расходы за счет ограничения льгот чиновникам. В первую очередь это касается пенсионных выплат. Пенсия 55% пенсионеров не превышает 800 грн., тогда как их доля в общей сумме расходов составляет лишь 38%.
В то же время 28% расходов ПФ приходится на 12% пенсионеров, получающих свыше 1500 грн., а 3,2 тыс. пенсионеров выплачивается ежемесячно больше 10 тыс. грн.
Могли бы в Кабмине уменьшить и штат чиновников, количество которых за последние 15 лет выросло втрое. В 2009 году Президент Виктор Ющенко приказал сократить каждого пятого госслужащего, но в действительности их стало на 3% больше.
«У нас 300 тыс. налоговиков, но никто не проводит реорганизации для увеличения эффективности их работы и уменьшения штата», — отметил экс-министр финансов Игорь Уманский.
Вместо этого Правительство решило ограничить другие расходы. Кабмин отказался от рекапитализации Укргазбанка, банков «Киев» и «Надра». Правительство планировало в 2010 году выделить на это 12 млрд грн.
Также Кабмин решил уменьшить расходы на выплату пенсий военным. Согласно законопроекту они будут выходить на пенсию в 55 лет, женщины — в 50 лет, но при условии военной выслуги свыше 20 лет. В настоящее время пенсию получают те, кто отслужил в армии свыше 20 лет, независимо от возраста.

Одолженная гривна

Если не считать одолженные средства, то дыра составит треть всего бюджета страны. В 2010-м Правительство одолжило почти 100 млрд грн. На обслуживание долга в этом году нужно отдать 22 млрд. В 2011-м необходимо вы¬платить 54 млрд, в 2012-м — 47,4 млрд, в 2013 году — 55,2 млрд, и это при условии, что страна не будет брать новых кредитов. По со¬стоянию на 1 сентября 2010 го¬да долг достиг 380 млрд грн. — в пять раз больше, чем в 2005-м.
Становится понятно, что полностью выполнить бюджет Правительству не удастся, даже взяв новые кредиты, поэтому финансирование государственных программ по поддержке аграриев, угольной отрасли и энергетики уже сейчас происходит по остаточному принципу.
Из-за произведенного в июле секвестра расходы на АПК и так сократились с 3 млрд до 1,3 млрд грн. На строительство животноводческих комплексов потратят в десять раз меньше: вместо 1 млрд — 0,1 млрд грн.
Финансирование инновационно-инвестиционных проектов урезали на 800 млн грн., сумму на компенсацию ставок кредитов — на 1,7 млрд, расходы на безопасность шахтерского труда — на 2,7 млрд, смету на строительство жилья для военнослужащих — на 650 млн грн.
Фактически из инвестиционных программ в полном объеме финансируется лишь подготовка к Евро-2012. В 2010-м на это из госбюджета будет потрачено 23,7 млрд — вдвое больше, чем предусматривалось в предыдущем бюджете данной программы.
В 2011 году Правительству придется кардинально уменьшать расходы, поэтому в проекте нового бюджета стоит ожидать непопулярных статей. Минфин обещает передать главный финансовый документ в парламент не позднее 20 де¬кабря.

Сергей ЧИГИР, «Экономическая правда»