Закон і Бізнес


Публичные закупки как новый формат государственных закупок


24.11.2015 16:44
МИРОСЛАВ КИСЕЛЕВ, юрист юридической компании ЛЕКС ЛИГА
9718

Реформирование процесса государственных закупок во время экономического кризиса является крайне важным, так как через процедуру государственных закупок ежегодно проходит около 250 миллиардов гривен бюджетных средств, 50 из которых по данным Минэкономразвития исчезает в коррупционных схемах в связи с неэффективной организацией процедуры. Реформирование государственных закупок при активном участии общественности имеет цель фундаментально изменить не только существующую систему, но и название – с дискредитированных в обществе «государственных закупок» на обновлённые «публичные закупки».Но удастся ли это на практике?


Юридическая компания LEX LIGA обращает внимание на ход реформы и основные предполагаемые изменения.

На данном этапе стартует реформа государственных закупок и их ребрендинг на «публичные закупки», но уже сегодня можно говорить о поддержке данной инициативы на всех уровнях власти и общества.  Подтверждение этому то,что Верховная Рада проголосовала за проект Закона № 2087 «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере государственных закупок по приведению их в соответствие с международными стандартами и принятие мер по преодолению коррупции», 25 сентября 2015 года Президент Украины подписал его, а уже 30 сентября Закон № 679-VIII от 15 сентября 2015 года вступил в законную силу.

Рассмотрим основные фундаментальные изменения по вышеуказанному Закону:

1. Внедрение инновационной электронной системы тендеров.

2. Повышение минимальной стоимости закупки для обязательного проведения тендера: товары и услуги от 100 тыс. грн. до 200 тыс. грн., работы от 1млн. грн. до 1,5 млн. грн.

3. Заказчики больше не обязаны направлять годовой план и изменения к нему в органы казначейства.

4. Участники не обязаны подавать для участия в тендере информацию и справки, которые находятся в открытых источниках.

5. Справки и другая документация в соответствии с квалификационными требованиями тендера теперь проверяется только у победителя.

6. Количество государственных органов, которые вмешиваются в процесс проведения тендерной процедуры, уменьшается.

7. Открытие после окончания торгов всего содержания предложения и свободный доступ к результатам оценки предложений всем желающим на сайте.

Следующим этапом реформы является одобрение Кабинетом Министров Украины 18 ноября 2015 года проекта Закона «О публичных закупках». Возможно, что нормативный акт будет принят Верховной Радой и подписан Президентом до конца 2015 года.

Сейчас этот законопроект находится в свободном доступе на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины. Поэтому, граждане имеют возможность ознакомиться с текстом документа, поддержать его или нет, а также, оставить комментарий.

Проектом Закона «О публичных закупках» предлагаются следующие нововведения:

1. Введение в работу сайта ProZorro на всей территории Украины, на котором будет функционировать электронная система тендеров, которая сейчас уже работает в тестовом режиме на допороговых закупках (до 200 тыс. грн.–для товаров и услуг, до 1,5 млн. грн. – для работ) и уже показывает положительные результаты.

На данный момент система ProZorro функционирует на базе всемирно известной некоммерческой организации TransparencyInternational, а после завершения реформы будет бесплатно передана государству. 

2. В состав тендерного комитета публичных закупок могут входить профессиональные закупщики. Сегодня на практике очень часто состав тендерной комиссии формируется за счёт сотрудников предприятия или учреждения заказчика, которые не имеют соответствующего опыта и максимум прошли курсы по государственным закупкам.

3. Введение понятия Центральной закупочной организации (ЦЗО), которая создается для закупок нескольким заказчикам, что, в свою очередь, упрощает систему закупок.

4. Проверка окончательного бенефициара компаний-участников.

5. Отказ в участии юридическим лицам, которые не имеют антикоррупционной программы или уполномоченного по реализации коррупционной программы, если цена тендера превышает или приравнивается к 20 миллионам гривен.

6. Процедуры публичных закупок делятся на: открытые торги, конкурентный диалог и переговорную процедуру закупки.

7. Открытые торги проводятся в форме аукциона с учётом неценовых категорий.

8. Заказчик обязательно предоставляет отчёт о проведённой закупке, если он не использовал электронную систему закупок, проводя тендерную процедуру со стоимостью предмета закупки от 50 тыс. грн. до 200 тыс. грн.

Если проанализировать вышеуказанный список предлагаемых изменений, становится понятно, что законодатель вместе с общественностью подошёл к реформе ответственно. Вместо незначительных изменений, мы видим капитальное строительство новой электронной системы тендерных закупок.

Но вашего внимания требуют и основные проблемные вопросы, которые актуальны и ещё не разрешены в законопроекте.

Во-первых, это отсутствие такого критерия оценки как качество. На данном этапе критериями оценки является цена и технические характеристики (для отдельных видов товаров, машин, техники и т.д.). Но если речь идёт о продуктах питания, тоникакого критерия качества законодателем не было разработано. На практике это приводит к тому, что победитель тендера по поставке пищевых продуктов, например, в школы, детские сады, побеждает в тендере только по критерию низкой цены и поставляет низкосортный, низкокачественный товар. Правоохранительные органы в таком случае бессильны, потому что формально нарушений закона нет и, пока все живы и здоровы, нетнегативных последствий и соответственно оснований для открытия уголовного производства.

Во-вторых, отсутствие интереса крупных предприятий-производителей участвовать в тендерах через многоэтапный и неудобный для них порядок расчёта по договору. Так, с момента поставки победителем товара, например, в государственное учреждение, запускается целый процесс расчёта. Все накладные и другие документы направляются в органы казначейства, где проходят проверку и только после этого деньги зачисляются на расчётный счёт поставщика. Следующая проблема – это организация поставки товара в случае регулярных поставок. Крупные предприятия-производители привыкли к оптовой торговли и у них нет интереса организовывать поставку товаров небольшими партиями, например, в школы. Учитывая эти факты, на практике видим, что такими поставками занимаются небольшие фирмы и физические лица-предприниматели с признаками фиктивности и недобросовестной репутацией.

В-третьих, в настоящее время нет чёткой структуры обжалования процедуры публичных закупок. Поэтому, по результатам реформы планируется отменить возможность обжалования процедур участниками закупок в Антимонопольном комитете Украины и вместо этого ввести электронную систему обжалования. Однако, пока не ясно, какие процессуальные документы будет выносить эта электронная система, каким образом обжаловать эти решения и будет ли возможность обжаловать действия системы в суде.

Следует отметить, что реформа публичных закупок имеет амбициозные цели, главные из которых –преодоление коррупции во время процедуры торгов и введение национальной электронной системы тендеров. Кроме того, проект Закона «О публичных закупках» планируется принять до 01 января 2016 года, что должно повлиять на реформы и переход государственных закупок на публичные.