Закон і Бізнес


Транспортный стандарт

В ВХС обсудили вопрос унификации споров с железной дорогой


№39 (1078) 29.09—05.10.2012
АЛЕКСЕЙ ПИСАРЕВ
3062

Судьи Высшего хозяйственного суда предлагают на законодательном уровне определить срок исковой давности в спорах с железнодорожниками. Действующее законодательство четко объясняет, сколько времени на обращение в суд имеет потерпевшая сторона, если сначала заявила к транспортникам претензию. Однако остается непонятным, что делать, если конфликт пытаются решить сразу с помощью Фемиды.


Объединение мнений

Круглые столы «хозяйственников» и представителей «Укрзалізниці» проходят достаточно часто. Еще во время совместного совещания в 2007 году представители обеих сторон договорились проводить встречи ежегодно. Жизнь вносила свои коррективы, и, хотя встречаться так часто, как планировалось, не удавалось, «хозяйственники» и железнодорожники все же имели возможность общими усилиями решать проблемы.

Так, в ноябре прошлого года круглый стол состоялся на территории «Укрзалізниці» — в гостинице «Экспресс». 24 сентября 2012го принимали гостей уже в ВХС. На встречу были приглашены судьи как кассационной инстанции, так и апелляционных и местных судов. Кроме представителей «Укрзалізниці», в мероприятии также участвовали научные работники.

Железнодорожники отметили тенденцию к уменьшению количества своих дел в судах. Вместе с тем дела, связанные с перевозками товаров, считаются одними из самых сложных. Не в последнюю очередь и из-за не урегулированности некоторых вопросов в законодательстве. Пути решения проблемы и пытались найти участники круглого стола.

Время для иска

В соответствии с позицией Верховного Суда, если к железной дороге заявлена претензия, то срок исковой давности начинается со дня получения ответа на претензию или с завершением срока, необходимого для рассмотрения этой претензии. Вместе с тем, как отметила судья ВХС Татьяна Данилова, ВС не указал, как действовать, если претензия не заявлялась. Непонятно, какой в этом случае срок исковой давности и с какой даты его нужно исчислять.

Судья ВХС Наталия Волковицкая отметила, что в соответствии с ч.4 ст.315 ХК, когда претензия отклонена или ответ на нее не получен в срок, указанный в ч.3 этой статьи (в разных случаях предусмотрены разные сроки: 3, 6 месяцев или 45 дней), заявитель имеет право обратиться в суд в течение 6 месяцев со дня получения ответа или окончания срока, установленного для ответа. По мнению судьи, чтобы исчислить время исковой давности в случае не заявления претензии, следует сложить все эти сроки. То есть к 6 месяцам для предъявления претензии добавляем время на получение ответа, плюс еще 6 месяцев исковой давности.

Однако с такой точкой зрения согласны не все законники. По словам судьи Владимира Матюхина из Хозяйственного суда Донецкой области, добавлять срок, отведенный на получение ответа на претензию, не стоит. Эту позицию можно объяснить так: поскольку претензии не было, то и терять время на ожидание ответа жалобщик не будет. Если суды станут пользоваться именно этим правилом, сторона сможет полгода обдумывать, стоит ли предъявлять претензии к перевозчику, а если нет — будет иметь столько же времени на обращение в суд.

Есть еще третий вариант — ограничить исковую давность 6 месяцами. То есть сторона, считающая себя пострадавшей от действий перевозчика, сможет на свой выбор в течение этого времени обратиться либо с претензией, либо сразу с исковым заявлением.

В то же время заведующий кафедрой транспортного права Киевской государственной академии водного транспорта им. гетмана Конашевича-Сагайдачного Ирина Булгакова отметила, что с 1999 года претензионный порядок не является обязательным, а значит, связывать срок исковой давности со сроком предъявления претензий не совсем правильно. Кроме того, она отметила, что согласно ст.23 закона «О железнодорожном транспорте» железная дорога несет ответственность в соответствии со своим Уставом.

После дискуссии Т.Данилова обратилась к начальнику главного юридического управления «Укрзалізниці» Михаилу Онискову с просьбой при подготовке изменений в законодательство учесть и эту проблему. По ее словам, не так уж важно, к какому из мнений прислушаются железнодорожники и нардепы. Главное, чтобы появился единый стандарт, тогда и судьи, и жалобщики точно будут знать, как им следует действовать.