Закон і Бізнес


ВР предлагают определить правила агитации на местных выборах


21.08.2015 17:55
4903

Предвыборную агитацию, политическую рекламу предлагают запретить в период между выборами, а также вообще запретить агитацию на носителях внешней рекламы: на стенах домов, других сооружений, на щитах на опорах, на подвесных конструкциях и на автомобилях.


Соответствующее предложение содержит проект Закона от 20.08.2015 №2474а-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения предвыборной агитации и противодействия скрытой рекламе».

Изменениями в Закон о рекламе предполагается, что распространение агитации, любой информации с целью побудить голосовать за определенного кандидата, партию или не голосовать за них, а также с целью привлечь внимание к такому субъекту или поддержать интерес к нему - не допускается на носителях внешней рекламы, а другими средствами допускается только в период со следующего дня после регистрации соответствующих кандидатов (списка кандидатов) на выборах и до последней пятницы включительно перед днем ​​голосования на соответствующих выборах.

Заметим, остальные изменения, о которых идет речь ниже, предлагается внести в Закон о местных выборах.

Предвыборная агитация

К предвыборной агитации относится использование символики (гимна, флага, опознавательного знака, девиза) или логотипов политической партии, местная организация которой является субъектом соответствующего избирательного процесса, логотипов местной организации партии, которая является субъектом избирательного процесса, использование предвыборных слоганов, лозунгов кандидатов, политической партии, ее местных организаций, а так же сообщения о проведении зрелищных или других публичных мероприятий в поддержку местной организации партии, кандидата или о поддержке указанных мероприятий местными организациями партий, кандидатами, политическими партиями, местные организации которых являются субъектами соответствующего избирательного процесса, а также привлечение внимания к участию в таких мероприятиях местных организаций партий или определенных лиц как кандидатов. Не является агитацией изображения символики, логотипа политической партии (ее местной организации), имеющиеся в собственных материалах СМИ, информационных агентств, отвечающих требованиям частей 2, 3 статьи 52 настоящего Закона.

Реклама печатного издания, телепередачи, содержащая изображение кандидатов или упоминания о них или о партии (местные организации партий) также считается предвыборной агитацией.

Время вещания, отведенное на предвыборную агитацию на радио и телевидении, не может превышать 5% фактического объема вещания в течение астрономических суток и 10% фактического объема вещания на протяжении астрономического часа телерадиоорганизацией любой формы собственности (при этом к указанным лимитов времени не засчитывается время трансляции целостного агитационного материала продолжительностью более 20 минут). Предвыборная агитация на радио и телевидении допускается в лишь при условии, что продолжительность каждого материала не должна быть меньше двух минут на телевидении и одну минуту на радио, кроме того, каждый агитационный материал должен быть объединен одним сюжетом.

Запрещаются высказывания в предвыборной агитации в печатных или в аудиовизуальных СМИ оценочных суждений о конкурентах, заказчиках такой агитации, кроме случаев их распространения в прямом эфире.

Заметим, законопроектом также устанавливается административная ответственность за распространение в СМИ рекламы, не идентифицированной как таковая в соответствии с требованиями законодательства, в частности под видом информационных, новостных материалов. На нарушителей - должностных лиц редакции или телерадиоорганизации ждет штраф от ста до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан. Кроме того, изменениями в КоАП предусмотрен штраф (от 30 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан) за распространение скрытой агитации.

Избирательный процесс в СМИ

Проект предусматривает надзор за соблюдением требований Закона о местных выборах электронными (аудиовизуальными) СМИ при освещении ими избирательного процесса, а именно - этим и применением санкций к таким СМИ займется Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания. За печатными СМИ должны следить органы исполнительной власти в сфере контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

Каждый отдельный новостной или иной информационный материал СМИ, информационного агентства во время избирательной кампании не может быть посвящен только одному определенному кандидату, партии (местной организации партии) - субъекту избирательного процесса или освещать позицию только одного кандидата, партии. Данная норма не применяется к случаям, когда в отношении кандидата, партии довершено деяние с признаками преступления и к соответствующей информации является общественный интерес.

Кроме того, документом хотят урегулировать и участие кандидатов на местных выборах в телеэфирах. Так, согласно проекту телерадиоорганизации, которые намерены распространять передачи с участием кандидатов (дебаты, дискуссии, интервью и т.п.), обязаны предоставить возможность принять участие в таких передачах всем кандидатам в депутаты, на должности городских, поселковых голов, которые принимают участие в местных выборах соответствующего уровня, которым посвящены передачи. Кандидаты,которые не дали согласия на участие в передаче в соответствующий срок, не имеют права принимать в ней участие.

Объем эфирного времени, предоставляемого ведущим для выступлений кандидатов, в рамках цикла передач может быть равным или определенным консенсусом всеми кандидатам-участниками. Проведение интерактивного голосования и обнародования его результатов может включаться в формат передачи только с согласия всех кандидатов - участников передачи.

Журналистам, которые зарегистрированы кандидатами на местных выборах, с момента регистрации (объявления избирательной комиссией о проведении повторного голосования по кандидатам, одним из которых является журналист) и до момента окончания голосования (повторного голосования) запрещается выполнять функции ведущего телевизионной программы, диктора, комментатора в телепередаче, журналиста, который комментирует в кадре определенное событие в новостном или информационном видеосюжете.

Обратите внимание, Заключительные положения к законопроекту предполагают, что Кабмин должен в трехмесячный срок представить в парламент проект закона о внесении изменений в законы о выборах народных депутатов, выборах Президента Украины с целью извлечения из них термина «политическая реклама» с заменой его термином «предвыборная агитация» в необходимых случаях.

Также читайте: Нардепы хотят ввести запрет на политическую рекламу

Закон і Бізнес