Закон і Бізнес


Верховная обеспокоенность

Венецианская комиссия не может понять логики наших преобразований


Судейские проблемы, №49 (984) 01.12—10.12.2010
2572

На прошлой неделе в Киев опять прибыла делегация Европейской комиссии «За демократию через право» во главе с секретарем Томасом Маркертом.


Эксперты намеревались выяснить, как продвигается реформирование украинского правосудия и учтены ли заключения Венецианской комиссии, в частности касающиеся возвращения наивысшему судебному органу государства полномочий, определенных Конституцией. Однако во время встречи в Верховном Суде эксперты услышали неутешительные новости.

Как сообщили нашему еженедельнику в пресс-службе ВС, Т.Маркерт отметил, что во всех европейских странах есть верховные суды, наделенные полномочиями обеспечивать единство судебной практики, принимать прецедентные решения, быть образцом правовой позиции для судов всех уровней. Украина избрала несколько иной путь. Эксперты пытались выяснить, чем руководствовались инициаторы законодательных изменений, когда лишали ВС ключевых полномочий. «Очень трудно понять логику изменений, которые произошли в украинском правосудии в ходе реформирования», — отметил Т.Маркерт.
Исполняющий обязанности Председателя ВС Анатолий Ярема поблагодарил европейских экспертов за сотрудничество. Он подчеркнул, что вклад Венецианской комиссии в формирование украинского права является чрезвычайно весомым. «Несомненно, судебная система Украины нуждалась в реформировании. Однако достижение поставленных целей совсем не требует ликвидировать то, что годами подтверждало свою эффективность, в частности деятельность Верховного Суда как высшего судебного органа государства», — отметил А.Ярема.
В ответ на просьбу представителей Венецианской комиссии детально рассказать о ситуации, в которой оказался ВС, присутствующие на встрече судьи сообщили: происходит его полное вытеснение из судебной системы страны — процессуальное (путем принятия соответствующих изменений в законодательство) и физическое (путем передачи помещений ВС высшему специализированному суду, в результате судьи и работники аппарата ВС не имеют необходимых условий для работы).
Ничего не изменилось и после обнародования заключения Венецианской комиссии, учесть которое украинская власть обещала и европей¬ской институции (о чем в свое время сообщал Т.Маркерт), и украинскому обществу. По словам украинской стороны, вроде бы законным способом не только выживают судей и работников аппарата Суда, но и делают невозможным рассмотрение сотен дел, поступивших в наивысшую судебную инстанцию страны еще до принятия закона «О судоустройстве и статусе судей». Правда, европейским экспертам сообщили, что законодатель и здесь «пришел на помощь»: в парламенте зарегистрирован законопроект о передаче этих дел из Верховного в апелляционные суды, хотя по многим из них уже открыто производство, начато рассмотрение, а для граждан, находящихся под стражей, затягивание рассмотрения дела является недопустимым.
Судьи ВС напомнили представителям комиссии, что отечественные законодатели, эксперты и научные работники призывали инициа¬торов судебной реформы не принимать законы в сфере правосудия без заключения соответствующих европей¬ских институций. Однако их обращение не было услышано.
«Не слышат голоса судей в Украине и в настоящее время», — отметил А.Ярема. По его словам, только от Верховного Суда в Администрацию Президента направлены предложения на 28 страницах, касающиеся комплексного совершенствования закона «О судоустройстве и статусе судей». Однако, по его словам, Министерство юстиции планирует внести определенные изменения только в августе 2011 года. Как судебная система будет функционировать все это время? Судьи ВС убеждены, проведенные «усовершенствования», не приживутся.
В завершение встречи Т.Маркерт отметил, что он и его коллеги разделяют обеспокоенность судей ВС и будут пытаться донести эту информацию до всех членов Венецианской комиссии, представителей других европейских институций, которые видят в Украине достойного партнера. И сделают все от них зависящее, чтобы страна молодой демократии на пути своего развития не ¬утратила уже достигнутых ею позиций.