Закон і Бізнес


Общение по паспорту

Для приобретения SIM-карты придется рассказать о себе


Если изменения будут приняты, об уличной торговле стартовыми пакетами можно будет забыть.

№37 (1076) 15.09—21.09.2012
АЛЕКСЕЙ ПИСАРЕВ
3187

В Правительстве планируют осложнить общение: чтобы пользоваться мобильной связью, придется предоставить оператору персональные данные. Тот в свою очередь сможет сообщать их правоохранителям. При этом порядок передачи информации Кабмин будет определять на собственное усмотрение. Хотя проект закона еще не попал в парламент, правозащитники и нардепы уже высказались против его принятия.


Договорились

Из более чем 55 млн SIM-карт, зарегистрированных в Украине, 90% работают на условиях предоплаты без заключения договора и, соответственно, предоставления личных данных. Однако свободное общение не устраивает правительственных чиновников, и на апрельском заседании они поручили Госспецсвязи подготовить законопроект, который позволил бы контролировать использование телефонов. Со своей задачей эта структура справилась и разместила на своем сайте проект, который вызвал неоднозначную реакцию в обществе и негативные отзывы правозащитников.

В соответствии с инициативой в законе «О телекоммуникациях» должен появиться новый термин — «идентификационная телекоммуникационная карта». Согласно проекту «это средство, которое используется для обозначения (идентификации) конечного оборудования абонента в телекоммуникационной сети (SIM-карта, USIM-карта, R-UIM-карта и т.п.)». При этом предоставление телекоммуникационных услуг с использованием идентификационных телекоммуникационных карт осуществляется на основании заключенного между оператором и потребителем телекоммуникационных услуг договора в порядке, определенном Кабмином.

Чиновники надеются, что таким образом можно будет упростить работу правоохранительных органов, которым станет проще найти человека, зная номер его телефона. Ведь в соответствии с новациями операторы и провайдеры обязаны предоставлять стражам порядка информацию о потребителе телекоммуникационных услуг и предоставленных услугах. Предусматривается, что объемы и порядок передачи информации будет определять опять-таки Правительство.

Глобальный контроль

Первое, что бросается в глаза при попытке проанализировать проект, — то, что анализировать в нем фактически нечего. Все предложения изложены в нескольких абзацах, не раскрыты механизмы введения новых правил. Какие именно персональные данные необходимо предоставлять при покупке «симки» — загадка, этот вопрос впоследствии должен решить Кабмин. Скорее всего, с оператором придется делиться паспортными данными (именно так происходит в России), но с уверенностью об этом говорить нельзя.

Если примут закон, именно Правительство определит, в каких случаях оператор будет предоставлять информацию стражам порядка. Что для этого понадобится? Достаточно будет просьбы следователя или решающее слово — за судом или прокурором? В проекте ничего об этом не сказано.

На слишком широкие полномочия Кабмина обратили внимание и правозащитники, ведь, по их словам, в демократическом государстве порядок раскрытия информации должен устанавливать закон. Об этом говорила и народный депутат Инна Богословская: «Закон в таком виде, в котором он подан, конечно, не пройдет через Верховную Раду. Там есть положения, которые не устроят ни большинство, ни оппозицию. Это положение о том, что объем данных, которые должен предоставить покупатель SIM-карты, будет определяться не законом, а Кабмином».

В свою очередь председатель Госспецсвязи Геннадий Резников рассказал, что обнародованный проект еще проходит согласование с органами исполнительной власти и его ведомство принимает замечания. Поэтому вполне возможно, что, прежде чем попасть в парламент, документ претерпит существенные изменения. Однако, даже если все нормы, связанные с реализацией закона, будут в нем прописаны, это не снимет главного вопроса: стоит ли вообще вводить контроль?

По словам председателя правления Украинского Хельсинкского союза Евгения Захарова, однозначно нет, ведь информация о гражданах будет собираться, несмотря на то, совершили они какое-то правонарушение или нет. «Это значит, что все владельцы мобильных телефонов для правоохранительных органов становятся потенциальными преступниками. Государство, в котором каждый его гражданин является потенциальным преступником, называется полицейским», — убежден правозащитник.

Вместе с тем Г.Резников особой проблемы в этом не видит, ведь паспортные данные нужны для подключения Интернета и стационарного телефона. Тогда почему бы не сделать это и для мобильного? Однако, как отмечает Е.Захаров, попытки «паспортизировать» разные операции в Европе и США провалились еще несколько десятков лет назад. Украина же, похоже, планирует пойти собственным путем. И кто знает, не приведет ли он нас к указанию паспортных данных, например, при регистрации электронной почты?