Закон і Бізнес


Что НАТО миру?

Союзникам велено поддерживать евроатлантическую ориентацию Украины в ближайшие 10 лет


Украина и мир, №48 (983) 27.11—03.12.2010
3181

Очередное собрание членов Организации Североатлантического дого¬вора, проходившее 19—20 ноября в Лиссабоне, называют самым долгожданным со времен окончания холодной войны. И главная причина такой оценки саммита — утверждение новой стратегической концепции альянса.


США и Европа снова вместе

Новая программа НАТО уместилась всего на 10 страницах. Трудно поверить, что этого достаточно, чтобы изложить план развития такой организации на целых 10 лет. «Это действительно исторический момент. В моих руках не просто заявление о намерениях, это план действий», — заявил генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен.
Есть две основные причины называть новый документ историческим. Первая состоит в том, что лидеры стран НАТО договорились о создании единой системы противоракетной обороны. Общая система ПРО, покрывающая США и Европу, — это не только обеспечение безопасности стран и защита от возможной ракетной атаки со стороны Ирана или другой страны «оси зла». Согласие на такой шаг со стороны европейских членов альянса означает отказ от создания собственной системы безопасности.
Годом ранее в ЕС заявляли о необходимости сформировать собственные вооруженные силы, не связанные с Североатлантическим блоком. Но прошел год, из-за кризиса в Европе создание собственной системы безопасности, очевидно, посчитали делом за¬тратным и бесперспективным. Зачем отказываться от проверенного НАТО, когда на создание похожего, но сугубо европейского блока уйдет уйма денег, которых сейчас и так нет? Именно поэтому европейцы не прочь сохранить альянс, даже если для этого придется разместить на своей территории американские ракеты.
Также на саммите была решена одна из наиболее ост¬рых проблем, касающихся взаимоотношений США и европейских партнеров по НАТО, — присутствие сил альянса в Афганистане. Члены Североатлантического блока договорились вывести войска из Афганистана к 2014 году.
Размещение элементов ПРО в Европе нельзя назвать исключительно внутренним делом НАТО. РФ весьма ча¬сто и резко критиковала данный проект. И США это осо¬знавали. «Мы очень надеемся тесно сотрудничать в этом вопросе с Россией, так как угрозы у нас остаются общими», — отметил американский президент Барак Обама. Собственно, перекраивание формата взаимоотношения НАТО со странами — не членами альянса и было второй причиной, по которой лиссабонский саммит и принятый на нем стратегический план развития организации назвали историческими.

За границей НАТО

Встреча в Лиссабоне положила конец 2-летнему бойкотированию России, представитель этой страны впервые с 2008 года присутствовал на собрании членов альянса. РФ представлял ее президент  Дмитрий Медведев. По его словам, данный саммит знаменовал новый этап развития отношений России с НАТО. Тем не менее Д.Медведев считает, что проблема ПРО снята с повестки дня. «Мы понимаем, что в целом система ПРО только тогда представляет ценность, когда она является универсальной», — дал понять он.
Генсек альянса в свою очередь заявил, что по итогам заседания совета Россия — НАТО РФ согласилась сотрудничать с Организацией Североатлантического договора в вопросе создания ПРО. Более того, даже в стратегическом плане взаимоотношениям НАТО и России было уделено особое внимание. «НАТО не представляет никакой угрозы для России. Напротив, мы хотим подлинного стратегического партнерства между альянсом и РФ и будет действовать соответственно, ожидая от России взаимности»,— говорится в основном документе Организации Северо¬атлантического договора на ближайшие 10 лет.
Несмотря на такой прогресс в отношениях РФ и альянса, камни преткновения между двумя игроками на геополитической арене остались. Один из них — проблема, связанная с Южной Осетией и Абхазией, из-за которой диалог с Россией в свое время и был прерван. Но РФ вряд ли изменит позицию, и откажется от признания Южной Осетии и Абхазии как независимых государств. А это значит, что напряженность в отношениях Россия — НАТО сохранится.
Что касается нашей страны, то сотрудничество с НАТО до сих пор актуально. По крайней мере, в это верят в альянсе. «Союзники будут продолжать развивать партнерство с Украиной и Грузией в рамках комиссий НАТО —Украина и НАТО — Грузия, на основе решения альянса на ¬бухарестском саммите 2008 го¬да и учитывая евроатлан¬тическую ориентацию или стремления каждой из этих стран», — говорится в стратегической концепции.
Правда, кандидатуры Грузии и Украины будут рассматриваться по отдельности, если верить грузинскому президенту Михаилу Саакашвили. «Раньше говорилось о том, что Грузия и Украина станут членами НАТО. Украина заявила, что ей на данном этапе не нужно членство. И была опасность, что раз Киев не хочет, Грузия и Украина опустились бы вниз. Ничего подобного не произошло. Просто Грузию выделили в отдельный параграф», — подчеркнул он.
Что и неудивительно, учитывая успехи грузинской власти в выведении страны из экономического кризиса.
Украина по коррумпированности и сложности ведения бизнеса прочно занимает лидирующие позиции в мире. Все это отражается и на оборонной сфере. Если Тбилиси тщательно следит за обновлением вооружений и приглашает иностранных специалистов для обмена опытом, то Киев «прославился» отключением ряда воинских частей от электроэнергии за долги.
В такой ситуации не так уж важны евроатлантические заявления нашего министра иностранных дел Константина Грищенко, ведь в самой Украине с ее «внеблоково¬стью» Правительство до сих пор не может четко обозначить свою внешнеполитиче¬скую линию. Даже члены НАТО признают призрачность евроатлантических устремлений нашей страны. А это значит, что Украине далеко не только до грузинского, но и до российского формата сотрудничества с НАТО.

Борис РУДЬ,
«Подробности»