Закон і Бізнес


Изящное правоприменение

От скуки судьи превращают заседания в спектакли, а решения — в художественные романы


№37 (1076) 15.09—21.09.2012
ИРИНА КОНДРАТЬЕВА
3119

В зале суда можно столкнуться со множеством нестандартных обращений или решений. Внести разнообразие в каждодневную рутину пытаются и адвокаты, и судьи. Предлагаем самые интересные моменты из неформатной юридической практики.


Мнение — в комиксах

Юрист Боб Кон, выступающий против внесудебного урегулирования спора между Минюстом США и тремя крупнейшими в стране издателями электронных книг, Hachette Book Group, Simon & Schuster и HarperCollins, направил в суд мнение, оформив его в виде комикса. Такой необычный формат он выбрал после того, как судья Дениз Кот суда Манхэттена ограничила размер письма в поддержку ответчиков, которое можно направить в суд, 5 страницами.

«Я подумал об использовании картинок, заменяющих тысячу слов», — пояснил юрист, вставший на сторону издательских домов, а также Apple, Penguin Group и MacMillan, упомянутых в иске Минюста о ценовом сговоре на рынке электронных книг.

Документ оформлен по всем правилам, принятым в суде: у него есть титульный лист, поля, шрифты также необходимого размера. Однако вместо привычного текста — комиксы. Автор иллюстраций — Юлия Алексеева, сокурсница дочери юриста, изучающей киноискусство в Гарварде.

Что касается самого дела, то речь идет об иске, поданном Минюстом в апреле текущего года против Apple и пяти издательских компаний, которых заподозрили в ценовом сговоре. Б.Кон предпринял попытку объяснить суду, как пиратство в Сети создает ситуацию, когда обычные правила коммерции не работают в случае ценообразования на электронные книги. Сделать это на 5 страницах невозможно, считает юрист. Однако картинки не только помогают понять ситуацию, но и обращены к публике за пределами зала судебных заседаний.

«Актеры в праве»

Иногда в американском зале суда можно увидеть настоящий спектакль, правда, разыгрывают его не юристы, а нанятые актеры. Их можно пригласить для того, чтобы они зачитали показания отсутствующих свидетелей. Звучать это будет куда более эмоционально и убедительно, чем формальное чтение клерками, говорят сами актеры, которые уверены, что их мастерство вносит весомый вклад в победу одной из сторон в деле. С ними согласны и юристы. Один из них — Томас Бейкер, профессор права из Международного университета Флориды. Работу компании «Актеры в праве», предоставляющей артистов для нужд суда, он считает «гениальной идеей». «Актер исполняет роль в лицах. Он интересен. Он держит аудиторию», — комментирует Т.Бейкер.

Художественное решение

Среди американских судей можно найти любителей самых разных прозаических жанров. Их решения и мнения напоминают то эссе о современной поп-культуре, то юмористический рассказ, то детективный роман.

Например, судья из Сан-Антонио Фред Бири в своих решениях цитировал Барбару Стрейзенд, которую назвал «компетентным экспертом», известных композиторов и поэтов, рекламные слоганы, а также телевизионные программы. Судья 9-го апелляционного суда Алекс Козински однажды составил необычное определение, в котором, как считают многие, он зашифровал названия 215 кинофильмов. Дело имело отношение к киноиндустрии, но сами фильмы были не при чем. Судья отказался от комментариев, а любители кино теперь практикуются, вылавливая названия фильмов в тексте судебного документа.

Судья Верховного суда США Джон Робертс пошел дальше и стилизовал свое мнение по делу о наркоторговле под детективный роман. Начало звучало следующим образом: «Северная Филадельфия, 4 мая 2001 года. Офицер Шон Делвин из наркополиции находится на задании. Работа под прикрытием. Обстановка? Тяжелая, как засохший кусок мяса».

«Судьи пытаются сделать свои решения более читаемыми и интересными», — говорит судья Уильям Чендлер. Однако профессор из Университета Мемфиса объясняет такую тенденцию проще: судьям, как и всем людям, иногда скучно и необходимо немного внимания.