Закон і Бізнес


Что именно не понравилось ВК в Законе о люстрации

Люстрация судей должна регулироваться только одним законом


15.12.2014 10:33
2218

Эксперты Венецианской комиссии отметили, что хотя все перечисленные в Законе "Об очищении власти" общие принципы, положенные в основу процедуры люстрации, соответствуют европейским стандартам, сам закон не следует этим принципам.


К соответствующему выводу Европейская комиссия за демократию через право (далее - Венецианская комиссия) пришла 12 декабря 2014 г., приняв промежуточное мнение в отношении Закона «Об очищении власти», сообщает “ЗиБ” со ссылкой на пресс-службу Совета Европы.

Комиссия констатировала, что закон в его нынешнем виде содержит ряд серьезных недостатков, и приветствовала готовность властей Украины привести его в соответствие с Конституцией страны и европейскими стандартами.

«Венецианская комиссия напоминает, что люстрация сама по себе не является нарушением прав человека, поскольку демократическое государство вправе требовать от должностных лиц приверженности конституционным принципам, на которых оно основывается», — отметила Комиссия в промежуточном мнении. «Тем не менее, для того, чтобы соответствовать принципам прав человека, верховенства права и демократии, люстрация должна обеспечить справедливый баланс между защитой демократического общества, с одной стороны, и защитой индивидуальных прав, с другой. Процедура люстрации, несмотря на ее политическую природу, должна быть разработана и проведена только с помощью правовых средств в соответствии с Конституцией и с учетом европейских стандартов в сфере верховенства права и защиты прав человека. Если эти требования удовлетворены, тогда процедура люстрации может считаться допустимой в демократическом государстве, основанном на верховенстве права».

Эксперты Венецианской комиссии отметили, что хотя все перечисленные в законе общие принципы, положенные в основу процедуры люстрации, соответствуют европейским стандартам, сам закон не следует этим принципам.

Один из принципов гласит, что люстрация должна быть строго ограничена во времени как в отношении срока ее проведения, так и в отношении периода, который является предметом проверки. Комиссия находит спорными временные рамки применения закона, распространяющегося на период от советского коммунистического режима до событий на Майдане в феврале 2014 г. «Применение мер люстрации в отношении недавнего периода времени, когда г-н Янукович был президентом Украины, может, в конечном счете, поставить под вопрос нынешнее функционирование конституционной и правовой системы Украины как демократического государства, придерживающегося принципа верховенства права», — отмечают эксперты, указывая на необходимость установления срока окончания процедуры люстрации для того, чтоб она не превратилась в процесс «без конца и края».

Венецианская комиссия напомнила о различиях между функциями и целями, с одной стороны, люстрации, которая призвана защитить недавно возникшую демократию, и, с другой стороны, уголовного права, которое служит для наказания лиц, признанных виновными в преступлениях. Эксперты отмечают, что роль люстрации должна иметь «четкое и узко очерченное определение»; она должна дополнять другие средства обеспечения правосудия, а не заменять их. В любом случае, Венецианская комиссия не считает, что люстрация представляет собой наилучший способ борьбы с коррупцией», — добавляют эксперты.

Согласно мнению Комиссии, список должностей, подлежащих люстрации, должен быть пересмотрен, поскольку люстрация должна касаться только тех из них, которые представляют существенную опасность для прав человека и демократии. Она также считает, что люстрация судей должна регулироваться только одним законом.

Вина лица должна быть доказана в каждом отдельном случае и не может презюмироваться на основании одной лишь принадлежности к категории государственных должностей; следовательно, критерии люстрации должны быть пересмотрены, говорится в документе Комиссии. В законе о люстрации должны быть специально предусмотрены гарантии справедливого правосудия (право на защиту, равенство сторон, право личного участия в процессе); судебное рассмотрение дела должно приостанавливать исполнение административного решения о люстрации до вынесения окончательного судебного решения.

Венецианская комиссия рекомендовала изъять полномочия по проведению люстрации у министерства юстиции и передать их специально созданной независимой комиссии с активным вовлечением гражданского общества. Сведения о лицах, подвергнутых люстрации, должны предаваться огласке только после вынесения окончательного судебного решения, отмечают эксперты.

Запрос о проверке украинского закона о люстрации экспертами Венецианской комиссии был сделан мониторинговой комиссией Парламентской ассамблеи Совета Европы 3 октября 2014 г. Учитывая сжатые временные рамки, у Комиссии не было возможности посетить Украину. Тем не менее, обсуждения, начатые 11 декабря в Венеции с министром юстиции Украины Павлом Петренко и депутатами Верховной Рады, будут продолжены в ходе визита экспертов Венецианской комиссии на Украину, намеченного на начало следующего года.

«Украинские власти согласились с тем, что закон «Об очищении власти» требует доработки для приведения его в соответствие с международными стандартами, и обратились за поддержкой Венецианской комиссии», — заявили эксперты в промежуточном мнении. «Венецианская комиссия приветствует устремления украинских властей и готова оказать свою поддержку в целях внесения изменений в закон о люстрации».

Полный текст промежуточного мнения будет опубликован на веб-сайте Венецианской комиссии на следующей неделе.