Закон і Бізнес


Смягчение из-за вины

Апелляционный суд решил, что бывшему правительственному чиновнику достаточно условного наказания


№34 (1073) 18.08—28.08.2012
ВАСИЛИЙ КОЛИШНЫЙ
3168

Частичное признание вины, как считает сторона обвинения, помогло бывшему и.о. министра обороны Валерию Иващенко выйти на свободу. Хотя — с испытательным сроком. Правда, защита намерена подать еще и кассационную жалобу.


«Дело Иващенко» стало едва ли не первым резонансным событием для отечественной Фемиды. Еще не были предъявлены обвинения Юлии Тимо­шенко, еще не был взят под стражу Юрий Луценко, а бывший и.о. ми­нистра обороны уже находился в СИЗО. В.Иващенко арестовали по подозрению в злоупотреблении властью во время продажи имущества Феодосийского судомеханического завода, в результате чего бюджет понес большие убытки. Обвинение утверждало, что согласительная виза экс-министра на плане санации предприятия обошлась государству в 70 млн грн.

В.Иващенко не отрицал, что подписал план санации, но настаивал, что поступил по закону. К тому же он согласовал план санации с замечаниями, однако не указал этого на титульном листе документа. Во время заседания в Апелляционном суде г.Киева В.Иващенко отметил: «Моим упущением является то, что на титульном листе рядом со своей подписью в графе «Согласовано» я не добавил: «с учетом дополнений на листе 58». Это обстоятельство он объяснил тем, что не имел опыта в таких вопросах.

А сторона обвинения расценила это как частичное признание вины. «Он в суде сделал заявление, что это дело не политическое, и частично признал вину», — прокомментировал ситуацию журналистам прокурор Петр Коваль.

Суд частично удовлетворил апелляцию осужденного и его защитников, освободив В.Иващенко от отбывания основного наказания с испытательным сроком 1 год. Его обязали не выезжать за пределы Украины, не уведомив об этом работников Уголовно-исполнительной инспекции, а также периодически являться к ним для регистрации.

Смягчили наказание и бывшему управляющему санацией Феодосийского судомеханического завода Сергею Михееву. Назначенные ранее 3 года лишения свободы заменили на условные также с испытательным сроком 1 год.

Собственно, «дело Иващенко» было первым из тех, которые на Западе назвали «политическими». Бывшего и.о. министра даже некоторое время упоминали наряду с Ю.Тимошенко и Ю.Луценко. Однако сам подсудимый был иного мнения и не считал себя политиком. Хотя и доказывал, что дело против него сфабриковали бывшие подчиненные, которые хотели отомстить за свое увольнение. «Их было достаточно, в частности, один из заместителей министра. Они пришли в министерство заниматься дерибаном имущества», — утверждал в свое время В.Иващенко.

Еще один бывший министр обороны Анатолий Гриценко в апреле этого года заявил, что фактически В.Иващенко находился на скамье подсудимых из-за некоего члена фракции «БЮТ — «Б», являющегося министром теневого правительства. По словам А.Гриценко, именно этот нардеп заставил и.о. министра обороны завизировать план санации.

Слова обоих экс-министров подтверждают то обстоятельство, что «дело Иващенко» действительно с самого начала было неполитическим. Как и несколько предыдущих приговоров бывшим высоким должностным лицам, которые также отделались условным наказанием. Ведь, как правило, они рас­плачивались не за свои преступные намерения, а за выполнение указаний более высокопоставленных чиновников или политиков.

Впрочем, адвокаты В.Иващенко уже заявили, что будут добиваться полного оправдания своего подзащитного в кассационной инстанции. Однако для этого, очевидно, следовало бы указывать тех, кто заказал план санации предприятия. Хотя как только будет названа фамилия конкретного политика, в ход пойдет сценарий под условным названием «политические преследования».