Закон і Бізнес


Зеленый свет демобилизации

Бывшие военные получили рекомендации для новой работы


Судейские проблемы, №47 (982) 20.11—26.11.2010
3286

Члены Высшей квалификационной комиссии решили не задерживать бывших представителей военных судов и, ознакомившись с показателями их работы, дали необходимые рекомендации.


Однако над некоторыми материалами ВККС все же пришлось поразмыслить, в частности разбираться, насколько безопасно приостанавливать действие указов Президента.

На полной скорости

Заседание квалифкомиссии 11 ноября оказалось удачным для всех судей, которые в этот день хотели получить рекомендации для назначения на новую должность. Члены ВККС не имели ни к кому из претендентов замечаний, лишь некоторых кандидатов преду¬предили, что быть избранными парламентом им будет достаточно трудно. Правда, в соответствии с законом «О судоустройстве и статусе судей» Верховная Рада должна голосовать за рекомендованных квалифкомиссией служителей Фемиды до победного конца.
Чтобы разобраться с 28 судь¬ями, ВККС хватило одного часа. Вопросы к претендентам возникали крайне редко, ведь для того, чтобы решить судьбу большинства из них, квалифкомиссии было достаточно основных сведений об их работе.
Из-за отсутствия Игоря Самсина председательствовать на заседании пришлось Николаю Пинчуку, и следует признать, что в этот день такая замена была вполне оправданна, ведь практически все судьи, материалы относительно которых рассматривались, раньше работали в военных судах. Сам же Н.Пинчук еще недавно являлся членом Военной коллегии Верховного Суда.
Поэтому очевидно, что председательствующий на заседании был лично знаком со многими претендентами на избрание бессрочно. Благодаря этому и квалифкомиссии было проще разобраться, стоит ли поддерживать служителей Фемиды, да и последние, наверное, чувствовали себя более уверенно.
Следует напомнить, что с 14 сентября в рамках проведения реформы третьей ветви власти военные суды были ликвидированы. Как объясняли на Банковой, целью ликвидации было обеспечение конституционного принципа независимости судей при осуществлении правосудия.
«Существование военных судов нарушало требования ст.6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод относительно права личности на справедливое судебное разбирательство, на чем неоднократно акцентировал внимание Европейский суд по правам человека в своих решениях», — отметил заместитель главы президентской канцелярии Андрей Портнов.
Конечно, такое решение вызвало критику со стороны некоторых экспертов. В частности, отмечалось, что суды общей юрисдикции станут еще более перегруженными. Кроме того, придется допустить «гражданских» судей к секретным документам.
Но, несмотря на это, военные суды были ликвидированы, а тем, кто в них работал, пришлось искать новое место работы.

Политическое дело

ВККС рассмотрела лишь материалы нескольких представителей невоенных судов. Среди них — судьи Окружного административного суда г.Киева Владимира Кочана, который хотел получить рекомендацию на избрание бессрочно в Высший административный суд.
Как сообщил Владимир Маслий, на этого мантиеносца есть жалоба. Однако, проанализировав ее, член квалифкомиссии пришел к выводу, что она не только необоснованна, но и касается не самого судьи, а вынесенного им решения.
О том, что относительно В.Кочана есть информация и в Высшем совете юстиции, рассказала представитель этого органа Валентина Малиновская. В частности, в 2007 г. проводилась проверка его деятельности, однако она не имела негативных последствий для судьи. Хотя на заседании ВСЮ еще не рассмотрены материалы проверки Степана Гаврыша, осуществленной по обращению Секретариата Президента в 2009 г. Эта проверка касалась дел относительно обжалования актов главы государства индивидуального действия и определений об обеспечении иска.
В.Кочан объяснил, что в 2009-м Кабмин обратился с исковыми заявлениями о признании противоправными указов Президента, который, вопреки действующему законодательству, без согласия Верховной Рады назначил глав областных и районных государственных администраций. Кроме того, Правительство подало ходатайство об обеспечении иска, и, поскольку служитель Фемиды был убежден в их обоснованности, были приняты соответствующие определения. В.Кочан уверен, что обращение в ВСЮ — это дело чисто политическое, а не правовое. Квалифкомиссия согласилась с объяснениями судьи и дала ему рекомендацию.

Военное дело

Некоторые вопросы возникали у членов квалифкомиссии и к бывшим военным. В частности, члена военного местного суда Одесского гарнизона Тариверди Таривердиева, который планировал работать в Апелляционном суде Одесской области, попросили объяснить наличие жалобы на его работу.
Судья рассказал, что жалуется бывший начальник военной кафедры одного из одесских институтов, осужденный за получение взятки. При этом Т.Таривердиев рассматривал не само дело, а лишь вынес решение об избрании подозреваемому меры пресечения.
Членов квалифкомиссии рассмешила такая избирательность осужденного, который решил пожаловаться именно на этого судью, а не того, который, собственно, вынес приговор. Поэтому ВККС не уделила жалобе особого внимания и дала Т.Таривердиеву рекомендацию. Правда, представители квалифкомиссии предупредили его, что из-за этой жалобы могут возникнуть трудности в парламенте, поэтому нужно быть морально готовым к этому.
Пришлось членам ВККС вспомнить и достаточно резонансное событие — взрывы на складе боеприпасов под Новобогдановкой. Это дело рассматривал судья местного суда Днепропетровского гарнизона Василий Коваленко, который хотел получить рекомендацию на должность в Апелляционном суде Днепропетровской области.
В.Коваленко рассказал, что к разным срокам заключения приговорены виновные во взрывах подполковник, рядовой и одно гражданское лицо. Кроме того, в интересах
318 гражданских истцов присуждено взыскать свыше 1 млн грн. На сегодня требования по 190 исполнительным листам уже удовлетворены, и граждане получили средства. Особо В.Коваленко указал, что было принято правильное решение взыскивать эти деньги с Минобороны, а не с Южного оперативного командования. Ведь у министерства есть деньги, и оно может осуществить выплаты.
Хотя судьи, стремившиеся перейти в гражданские суды, уже подали в отставку, работа в военных судах дает о себе знать. В частности, вместо «да» они часто говорят «так точно», а ответ начинают со слова «докладываю». Поэтому судьям придется привыкать не только к новым местам работы и коллективам, но и к гражданской жизни.

Алексей ПИСАРЕВ