«Каждый судья должен быть квалифицированным юристом, но не каждый квалифицированный юрист способен быть судьей»
«Следует вернуться к идее избрания судей, по крайней мере местных судов, непосредственно избирателями. Конечно, в этом будет смысл только при условии деполитизации процедуры».
Судебная реформа принесла много новаций. В частности, в 2010 году была кардинально изменена процедура отбора кандидатов в судьи. Органы, призванные осуществлять и контролировать этот процесс, получили новые полномочия, перед ними поставлены и новые задачи. Собеседник «ЗиБ» больше 10 лет принимает участие в работе Высшего совета юстиции, поэтому с легкостью может оценить плюсы новой процедуры отбора судейских кадров и назвать недостатки старой. Не понаслышке знает он и о проблемах украинского юридического образования, так как является президентом одного из престижных юридических вузов страны. Обо всем этом, а также о том, где учатся самые красивые девушки-юристы, в интервью корреспонденту «ЗиБ» рассказал член ВСЮ, председатель Комитета ВР по вопросам правосудия, президент Национального университета «Одесская юридическая академия» Сергей КИВАЛОВ.
«Следует вернуться к идее избрания судей непосредственно избирателями»
— Сергей Васильевич, работа ВСЮ вам хорошо знакома, ведь в 2001—2004 годах вы возглавляли этот коллегиальный орган, остаетесь его членом и сейчас. В 2010-м полномочия Совета во многом изменились. Оглядываясь назад и сравнивая старый и новый режимы работы ВСЮ, в частности в том, что касается отбора судейских кадров, как считаете, пошли ли нововведения на пользу судебной системе?
— Изменения в закон «О Высшем совете юстиции» касались важных аспектов организации и деятельности этого конституционного органа и были связаны с принятием закона «О судоустройстве и статусе судей». Речь шла, в частности, об увеличении количества судей в составе ВСЮ, порядке назначения и увольнения лиц, занимающих административные должности в судах, усовершенствовании процедур привлечения судей к дисциплинарной ответственности, их увольнения за нарушение присяги и т.п. При этом учли ряд замечаний Европейской комиссии «За демократию через право».
Что касается отбора кадров на судейские должности, то этот порядок был в корне изменен законом «О судоустройстве и статусе судей» от 7.07.2010. Такие вопросы сейчас решаются не региональными квалификационными комиссиями судей, а непосредственно ВККС, которая действует согласно требованиям упомянутого акта, в принципе обеспечивающего максимальную объективность рассмотрения заявлений претендентов.
— Недавно Высший совет юстиции закончил рассмотрение материалов победителей первого конкурсного отбора, рекомендованных для назначения ВККС. Довольны ли вы результатами? Какие позитивные и негативные нюансы обновленной процедуры удалось заметить и что, по вашему мнению, нужно в ней изменить?
— Доволен ли я результатами? Конечно, доволен. Хотя бы тем, что реформенный закон в этой части уже заработал, причем без существенных осложнений и отклонений. Однако окончательные выводы можно будет сделать только после того, как новоназначенные судьи продемонстрируют общественности свои достижения на ниве правосудия. ВККС, органы судейского самоуправления и не только должны внимательно следить за процессом их вхождения в судейское сообщество и делать соответствующие выводы.
Что касается изменений, то обобщение практики свидетельствует: они нужны. Сейчас рабочая группа, сформированная из представителей Высшего совета юстиции, Министерства юстиции, Администрации Президента, Комитета ВР по вопросам правосудия и ВККС, готовит предложения о принятии новых и внесении изменений в уже существующие законы относительно процедуры отбора претендентов, утверждения форм документов, которыми опосредствуются эти процессы. Свои предложения по этим вопросам вносят также представители юридических вузов, среди них и НУ «ОЮА».
Более отдаленные перспективы обеспечения качественного наполнения судейского сообщества связаны с разработкой проекта новой Конституции или обновлением действующей. Во-первых, по моему мнению, следует вернуться к идее избрания судей, по крайней мере местных судов, непосредственно избирателями. Аргументы относительно этого я уже приводил в публикациях. Конечно, в этом будет смысл только при условии деполитизации процедуры избрания судей таким образом. Во-вторых, стоит задуматься над тем, чтобы Основной Закон все обязанности, связанные с формированием судейского сообщества, возлагал на ВСЮ или на орган с другим названием. Такой подход существует во многих зарубежных странах. Он сделает ненужным одновременное функционирование ВСЮ и ВККС.
«ВСЮ является дополнительным фильтром, который должен предотвращать попадание на судейские должности непригодных для этого лиц»
— Можно ли говорить, что новая система отбора кандидатов на 100% делает невозможным попадание в судейский корпус непрофессионалов?
— Полностью исключить такую вероятность невозможно, особенно если учитывать опыт некоторых чиновников по преодолению, казалось бы, непреодолимых препятствий на пути к достижению своих противоправных целей. Но минимизировать эту вероятность, безусловно, можно и необходимо. Явным преимуществом нового порядка является то, что он в значительной мере «выключает» возможности разных «болельщиков» проталкивать на судейские должности тех, чьими услугами в будущем они планируют пользоваться. Однако принцип сохранения в строжайшей тайне личных данных претендентов, выполняющих экзаменационные задания, до проверки последних должен быть соблюден. Любые попытки нарушить этот порядок должны сразу же получать уголовно-правовую оценку. Учитывая достаточно негативное отношение значительной части наших граждан к положению дел в судебной системе, такие факты вызовут бурную реакцию и могут в значительной мере скомпрометировать достижения судебно-правовой реформы. Этого допустить нельзя.
Кстати, отмечу, что использование термина «корпус» применительно к судейскому обществу не отвечает сугубо гражданскому характеру его представителей и от него в законе «О Высшем совете юстиции» следует отказаться.
— Сравнивая старый и новый механизмы отбора претендентов на мантии, можно ли сказать, что уровень знаний кандидатов сегодня значительно выше?
— Пока в этой сфере можно наблюдать лишь ростки улучшения. Ведь речь идет о предварительных впечатлениях от первых результатов отбора и избрания на судейские должности на конкурсной основе. Да и сравнивать с предыдущим порядком трудно, поскольку тогда не существовало серьезных препятствий для субъективных, протекционистских, а по сути, корпоративно-местнических подходов к кадровым вопросам в этой сфере. На их решение откровенно влияли главы государственных администраций и местных советов, судов областного и местного уровня, представители бизнес-структур, другие заинтересованные лица. Так о каком сравнении вообще можно говорить? Время покажет. Если судьи, назначенные на новой основе, начнут грубо нарушать свои профессиональные обязанности, значит, где-то система не сработала и нужно искать причины.
— Негативных рецензий на рефераты кандидатов было немало. Примечательно, что многие претенденты, которые не справились с письменными работами, получили высокие баллы во время тестирования. Почему для кандидатов, занявших главные места в рейтинге, реферат оказался непреодолимым барьером?
— Такая проблема действительно существует, и касается она не только процессов отбора судей. Часто бывало так, что абитуриенты, которые при поступлении в университет набрали заоблачное количество баллов и стали студентами, впоследствии оказываются абсолютно беспомощными, когда нужно применять учебный материал, и их отчисляют. Нельзя не учитывать того, что тестовые задания всегда рассчитаны на средний интеллектуальный уровень и даже на уровень ниже среднего, когда на первый план выходит запоминание тех или иных положений законодательства, а не понимание его задач и принципов. Однако будущие судьи по уровню своего интеллектуального развития должны выделяться среди основной массы юристов, а выделяются ли они, можно понять как раз в результате оценки их рефератов, в которых рассматриваются проблемы судоустройства и судопроизводства, если, конечно, эти рефераты выполнены самостоятельно, а не на заказ какой-то «фирмой». В таких случаях кандидаты в судьи не в состоянии толком объяснить, о чем, собственно, идет речь в их работах. Такие рефераты для некоторых действительно превращаются в «непреодолимый барьер».
Возможно, есть смысл предусмотреть в законодательстве, чтобы рефераты писали на этапе квалификационных экзаменов по 2—3 сложным вопросам. Это позволило бы лучше понять уровень теоретической и практической подготовки претендента. В таком случае членов ВСЮ можно было бы освободить от проверки оценки письменных работ.
— Отдельные кандидаты, которые с первого раза не прошли собеседование в ВСЮ, просили допустить их к повторному собеседованию. Одна из претенденток после второй неудачной попытки просила дать ей еще один шанс, мол, исправила все недостатки и написала новый реферат. Получается, что недовольные решением ВСЮ претенденты могут обращаться с просьбами о его пересмотре неограниченное количество раз, пока наконец не предоставят рефераты, написанные на удовлетворительном уровне?
— Такие послабления не предусмотрены ни законом о ВСЮ, ни Регламентом Совета. Если быть последовательными, то нужно удовлетворять просьбы и других претендентов. Если же это делается избирательно, то, естественно, возникает подозрение в коррупционной мотивации таких решений.
Возможно, следует установить в Регламенте перечень особенно уважительных причин для таких разрешений по решению конституционного большинства ВСЮ.
«Порядочность кандидатов в судьи является предметом повышенного внимания»
— Кстати, в ВККС придерживаются мнения, что ВСЮ не должен проводить дополнительные собеседования с победителями конкурса, поскольку появляется субъективный фактор в отборе. Что проверяет ВСЮ во время бесед с претендентами, которые длятся несколько минут? Ведь об уровне знаний свидетельствуют результаты тестирования.
— Согласно ч.2 ст.29 закона о ВСЮ кандидатура на должность судьи рассматривается персонально после доклада члена Совета, который действует по поручению соответствующей секции, где предварительно изучаются материалы относительно кандидата. На основании §1 (п.4) гл.І Регламента ВСЮ кандидатура претендента на должность судьи рассматривается персонально на заседании секции по вопросам назначения судей на должности и освобождения их от должностей. Способность кандидата квалифицированно, добросовестно и беспристрастно осуществлять правосудие на профессиональной основе, а также его моральные и личные качества проверяются путем собеседования.
Такие полномочия Совета следуют из того, что он согласно ст.1 закона является ответственным за формирование высокопрофессионального судейского корпуса. А если так, то не должен самоустраняться от того, чтобы давать свою оценку деловым и моральным качествам претендента на должность судьи, материалы относительно которого изучаются как предварительно в секции, так и на заседаниях. В современных условиях ВСЮ является дополнительным фильтром, который должен предотвращать попадание на судейские должности непригодных для этого лиц.
За более чем 12 лет пребывания в составе Совета я неоднократно сталкивался с вопиющими проявлениями неподготовленности претендентов, которые не могли сказать, что такое закон, какие принципы судопроизводства предусмотрены в Конституции и т.п. Разве можно было поручать таким людям осуществлять правосудие? В среднем негативные решения принимались относительно 12—15% претендентов.
Если применение действующего порядка отбора даст позитивные изменения в этой сфере, использование ВСЮ указанных полномочий можно будет свести к минимуму или и вообще отказаться от него.
— Уже после того, как кандидат прошел несколько этапов отбора, на него могут поступить жалобы. Как на них должны реагировать ВККС и ВСЮ? И вообще, реально ли объективно исследовать изложенную, но не подтвержденную фактами информацию, которая содержится в жалобах? Знакомы ли вы с опытом других стран (в частности, европейских) по выявлению моральных качеств кандидатов?
— Законом «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено проведение специальных проверок кандидатов в судьи (что-то подобное применяется по отношению к лицам, претендующим на должности в правоохранительных органах). Предметом таких специальных проверок является выяснение не профессиональных качеств кандидатов, а прежде всего их законопослушности и порядочности. При этом используются разные источники информации, в том числе рассмотрение конкретных обращений, в которых речь идет об антиобщественных поступках претендента.
Пренебрегать такими сообщениями нельзя, если, конечно, эти сведения, действительно заслуживают внимания и их можно проверить. Естественно, нельзя принимать во внимание информацию, не подтвержденную фактами, тем более — анонимные обращения.
Порядочность кандидатов в судьи является предметом повышенного внимания и в зарубежных странах. Так, в одобренных ООН Основных принципах независимости судебных органов 1985 года прописано требование к этим лицам: они должны иметь высокие моральные качества. В Германии претенденты на судейские должности подают свидетельство из полиции о благонадежности, а в США проверку благонадежности претендентов и членов их семей проводит ФБР.
Важной мерой для оценки порядочности кандидатов могло бы стать повышение возраста, с которого их можно назначать или избирать судьями, с 25 до 30 лет.
«Необходимо ускорить процесс перестройки системы высшего юридического образования»
— В научных кругах качество юридического образования во многих вузах вызывает определенные сомнения. Ведь таких университетов и их филиалов насчитывается около 300. Может быть, стоит установить перечень вузов, выпускники которых имели бы право становиться судьями, как в свое время сделала прокуратура?
— После существенного ограничения подготовки юристов в советские времена в Украине сразу после провозглашения независимости начался настоящий бум — кто только не выпускал специалистов в области правоведения, которых порой трудно было назвать юристами из-за очень низкого уровня знаний.
К сожалению, длительное время соответствующее министерство игнорировало эти факты. Только в последние годы были повышены требования к аккредитации вузов, особенно в непрофильных заведениях.
Что же касается подготовки будущих судей — своеобразной элиты юридического сообщества, то к ним должны предъявлять особенно жесткие требования. Ведь каждый судья должен быть квалифицированным юристом, но не каждый квалифицированный юрист способен быть судьей. Судьям должны быть свойственны особые качества, которые не так ярко выражены у большинства людей: чувство справедливости, высокая принципиальность, рассудительность, здравый смысл, психологическая выносливость, коммуникабельность и многие другие черты. Это, кстати, касается и прокуроров. Поэтому считаю правильным сосредоточить общую подготовку будущих судей в ведущих юридических вузах Украины и в дальнейшем шлифовать ее в Национальной школе судей.
— В 2010 году в Гарвардском институте права в США состоялась масштабная конференция представителей вузов со всего мира. Ее участники практически единогласно пришли к выводу, что в сфере подготовки юристов сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, юридических вузов очень много, рынок переполнен молодыми специалистами, с другой — все отметили острую нехватку настоящих профессионалов. Но это было два года назад. Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние юридического образования в Украине?
— В нашей стране необходимо ускорить процесс перестройки системы высшего юридического образования. Ни для кого не секрет, что значительная часть, если не большинство выпускников юридических вузов, созданных на скорую руку, без надлежащей преподавательской и материально-технической базы, не в состоянии устроиться на работу по специальности из-за отсутствия необходимых знаний. Потребность в юристах, экономистах, менеджерах в свое время значительно возросла. Сегодня же ощущается нехватка специалистов в области естественных наук и имеющих техническое образование, что негативно влияет на развитие производства и приводит к тому, что в соответствующих отраслях мы отстаем от передовых стран.
Что касается системы юридического образования, то, как по мне, нужно разработать научно-обоснованную концепцию ее реорганизации. Деятельность бесперспективных вузов нужно сворачивать постепенно, без ограничения прав студентов, которые там учатся. Последним следует предоставить возможность продолжить учебу в более сильных заведениях, прежде всего в ведущих юридических вузах и их региональных подразделениях.
«Практически все выпускники академии устраиваются на работу по специальности»
— Бесспорно, важное место в подготовке будущих юристов в Украине занимает Одесская юридическая академия, президентом которой вы являетесь. Что можете сказать о качестве знаний ваших студентов?
— Не хочу утомлять читателей цифровыми показателями. Отмечу лишь, что они довольно хорошие. Лучшим показателем качества подготовки специалистов является то, что на протяжении последних лет практически все выпускники академии, которые учились на дневной форме обучения, устраиваются на работу по специальности: в судах, прокуратуре, органах расследования, в адвокатуре, органах исполнительной власти и т.п.
— Какие специальности традиционно самые популярные? Чем это предопределено?
— Мы делаем многое для того, чтобы абитуриенты осознанно выбирали факультет, правильно оценив свои склонности и возможности. Одних привлекает карьера судьи, другие отдают предпочтение будущей службе в прокуратуре или на адвокатском поприще. Немало и таких, кто хочет обслуживать юридические потребности бизнес-структур, надеясь не только на моральное удовлетворение от этой деятельности, но и на высокий уровень материального обеспечения. Как писал в свое время Владимир Маяковский, «все работы хороши, выбирай на вкус!» Обеспечению индивидуальных потребностей будущих выпускников способствует специализация отдельных учебных подразделений по профилю избранной деятельности.
— Какой факультет пользуется самым большим спросом у абитуриентов?
— В прошлом году наибольший спрос, если можно так сказать, имели Институт прокуратуры и следствия, а также факультет гражданской и хозяйственной юстиции. Растет интерес к созданному в Киеве Институту интеллектуальной собственности, а также факультетам политологии и социологии, которые имеют тесную связь со специальностью «Правоведение».
— В НУ «ОЮА» учится много иностранцев. Что их привлекает в вашем вузе? Какие специальности они выбирают?
— В настоящее время в университете учатся свыше 250 студентов и аспирантов из зарубежных стран. Что их привлекает? Очевидно, возможность получить фундаментальное юридическое образование, чтобы впоследствии использовать полученные знания. Их также привлекает хорошая репутация университета. Большое значение имеют и красоты нашего города — солнечной Одессы.
«Профессора зарубежных вузов систематически выступают перед нашими студентами»
— Одним из главных направлений деятельности вашего вуза является международное сотрудничество. Расскажите о последних достижениях в этой сфере.
— Осуществляя международное сотрудничество, университет поддерживает постоянные связи с государственными органами, научными учреждениями и ведущими зарубежными юридическими учебными заведениями. Профессора из этих вузов систематически выступают перед нашими студентами с лекциями по актуальным вопросам функционирования государства и права. Для отдельных групп студентов, которые в достаточном объеме владеют английским языком, такие лекции читаются без перевода. Перед студентами выступали президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Мевлют Чавушоглу, президент Международного уголовного суда Филипп Кирш, председатели Конституционного суда РФ Марат Баглай и Валерий Зорькин, председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев и другие.
Университет поддерживает и развивает связи с рядом международных правительственных и неправительственных организаций, в частности для обмена опытом в сфере образования. Представители университета систематически организуют проведение научных конференций и принимают в них участие. Лучшие наши студенты проходят стажировку в зарубежных учебных заведениях.
Важной составляющей международного сотрудничества НУ «ОЮА» является участие ее представителей в деятельности Парламентской ассамблеи Совета Европы, Венецианской комиссии, анализ законопроектов на соответствие европейским критериям и принципу верховенства права. Университет неоднократно получал отличия международных организаций за достижения в области юридического образования и науки.
— И напоследок скажите, пожалуйста, правда ли, что в НУ «ОЮА» учатся самые красивые девушки?
— Нельзя отрицать очевидное! Учатся, совмещая тягу к знаниям к знаниям и красоту. Ведь не случайно они систематически становятся победительницами отечественных и зарубежных конкурсов красоты. И свои позиции в этой области мы никогда не уступим.