Закон і Бізнес


Описка— не ложь

Минюст выяснил, когда кандидаты в чиновники подают не-правдивые сведения


В Минюсте не против чиновников, которые в декларации сделали ошибку, преднамеренное сокрытие фактов — другое дело.

№31 (1070) 28.07—03.08.2012
Александр Ковальчук
4803

В Минюсте объяснили, как с начала года изменились правила специальной проверки кандидатов на должности госслужащих. В частности, эксперты отметили, за представление какой именно информации кандидатам следует отказывать в назначении и что делать самим претендентам, если их обвиняют в предоставлении неправдивых сведений.


Расширение контроля

С 1.01.2012 вступила в силу ст.11 закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», которой введена новая превентивная мера, призванная предотвращать взяточничество — специальная проверка сведений о лицах, претендующих на занимание должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления.

Для четкого определения механизма проведения такой проверки Президентом был издан указ от 25.01.2012 №33/2012, которым утвержден Порядок организации проведения специальной проверки сведений о лицах, претендующих на занимание должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления.

Для того чтобы претенденты на должности госслужащих лучше понимали механизм контроля, Минюст подготовил разъяснение «Предотвращение коррупции в органах государственной власти путем проведения специальной проверки» от 19.07.2012.

В министерстве обратили внимание, что специальная проверка кандидатов на должности, связанные с выполнением функций государства, не является новеллой законодательства. До начала этого года подобная проверка уже проводилась, но касалась она значительно меньшего количества должностей. Тогда контроль осуществлялся в соответствии с Порядком проведения обязательной специальной проверки сведений, которые подают кандидаты на занимание должностей государственных служащих, утвержденным Президентом в 2001 г. Проверка проводилась относительно кандидатов на занимание должностей государственных служащих, назначение или согласование назначения на которые осуществлялось Президентом, Кабмином, главой Администрации Президента или руководителем Государственного управления делами.

Проверке подлежали сведения, указанные в декларациях о доходах, об обязательствах финансового характера и имущественном положении как самого кандидата, так и членов его семьи, а также соблюдение кандидатом требований, установленных законодательством о государственной службе, борьбе с коррупцией, о государственной тайне.

В то же время в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов и подготовки материалов относительно назначения на должность профессионального судьи впервые (указ Президента от 30.06.2004 №697) специальной проверке подлежали сведения, которые подавались кандидатами на должности законников.

В Минюсте констатируют, что, в отличие от предыдущих актов, сейчас специальной проверке подлежит более широкий круг лиц, то есть все претенденты на занимание должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления. Исключение составляют лишь кандидаты на пост Президента, кандидаты в народные депутаты, в депутаты парламента АР Крым и местных советов, на должности сельских, поселковых, городских председателей — для них проверка определена избирательным законодательством.

Специальной проверке подлежат сведения о привлечении лица к уголовной ответственности, наличии судимости, ее снятии, погашении, о применении к кандидату административных взысканий за коррупционные правонарушения, а также достоверность сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год, состоянии здоровья кандидата, образовании, наличии ученой степени, ученого звания.

Отличие между прежними и действующими правилами заключается в том, что во время специальной проверки также устанавливается наличие или отсутствие данных кандидата на должность в Едином государственном реестре лиц, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В реестре содержатся сведения не только о привлечении к уголовной и административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, но и сведения о привлечении лица к дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности за указанные правонарушения.

Право на ошибку

В Минюсте отмечают, что специальная проверка является комплексным изучением информации о лице. Если же по ее результатам установлен факт предоставления кандидатом неправдивых сведений, ему откажут в назначении и об этом факте будут поставлены в известность правоохранительные органы.

Однако в министерстве отмечают, что недостоверной в этом случае может считаться информация, не соответствующая действительности или изложенная неправдиво. То есть содержащая данные о событиях, которых не было вообще или которые имели место, но сведения о них неполные или искаженные.

При определении недостоверности
поданной информации, отмечают в Минюсте, необходимо исходить из факта сознательного сокрытия или искажения претендентом той или иной информации.

При решении вопроса о принятии на службу лица в случае установления факта предоставления им неправдивой информации в первую очередь должен учитываться характер выявленных несоответствий, говорится в разъяснении. При этом незначительные описки или технические ошибки в декларации не должны расцениваться как недостоверные сведения.

Больше всего случаев выявления не правдивых сведений во время проведения специальных проверок на сегодня связано с проверкой Государственной налоговой службой деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера.

В то же время, по данным Минюста, значительное количество таких случаев связано с ошибками в части объема данных, которые проверяются. Иногда проверяется информация о членах семьи кандидата, тогда как согласно ст.11 закона проверке подлежат сведения лишь о самом претенденте. Кроме того, достаточно часто органы налоговой службы выявляют факты, когда в декларациях указываются документально подтвержденные доходы, сведениями о которых органы налоговой службы до этого не располагали, например относительно пенсий.

В министерстве убеждены, что в таких случаях необходимо использовать механизм обжалования результатов проведения специальной проверки. Он заключается в том, что кандидат может подать в письменной форме свои замечания относительно ее результатов в соответствующий орган. Последний в свою очередь обязан дать ему письменный ответ в течение 10 дней с даты поступления замечаний.