Закон і Бізнес


Защиту «вооружили» запросами

Чего ожидать от нового адвокатского закона в контексте реформы уголовной юстиции


№29 (1068) 14.07—20.07.2012
Сергей Гребенюк
5237

Принятие нового закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» является логичным и правильным шагом в контексте реформирования уголовной юстиции. По замыслу разработчиков реформы, именно в данном законе планировалось более детально урегулировать вопросы, касающиеся деятельности адвоката, в частности в уголовном процессе. Обсуждение как проекта, так и уже принятого парламентом 5 июля закона в целом проходило достаточно бурно, поскольку именно этот документ существенно повлияет и на адвокатскую деятельность, и, в частности, на возможности защиты в уголовном процессе.


Безусловно, содержание нового закона намного прогрессивнее и совершеннее, чем предыдущего. Он содержит ряд достаточно позитивных новелл, которые при надлежащей реализации существенно улучшат ситуацию с деятельностью адвокатуры. Мы не будем анализировать весь закон, поскольку им предусмотрено очень много нововведений. Остановимся только на тех, которые касаются деятельности адвоката как стороны защиты в уголовном процессе.

Право на доказательства

Как известно, 19 ноября этого года вступает в силу новый Уголовный процессуальный кодекс, который определяет концептуально иную роль и место адвоката в уголовном процессе. Практики уже неоднократно указывали на то, что в принятом УПК, к сожалению, недостаточно урегулированы вопросы реализации адвокатом своих новых функций. Речь идет о том, что кодексом вводится принцип состязательности сторон, который закладывает абсолютно новые основы деятельности сторон обвинения и защиты. В соответствии с УПК принцип состязательности заключается в самостоятельном отстаивании сторонами их правовых позиций, прав, свобод и законных интересов средствами, преду­смотренными данным актом. При этом стороны уголовного производства имеют равные права на собирание и предоставление в суд вещей, документов, других доказательств, ходатайств, жалоб, а также на реализацию иных процессуальных прав, предусмотренных УПК.

Что касается права на собирание сто­роной защиты документов и других доказательств, то в кодексе отсутствует какой-либо механизм его реализации. Это касается как права на собирание доказательств самим подозреваемым или обвиняемым, так и его адвокатом.

Данный вопрос урегулирован в новом законе «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Он предусматривает, что адвокат имеет право собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы в качестве доказательств, в установленном законом порядке запрашивать, получать и изымать вещи, документы, их копии, знакомиться с ними и допрашивать лиц с их согласия.

Наиболее действенным средством такого собирания и получения доказательств является адвокатский запрос. В законе приводится определение этого понятия и закрепляется обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, руководителей предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений давать адвокату ответ на его запрос в течение 5 ра­бочих дней. Установление таких сжатых сроков для ответа на запрос является важной гарантией того, что собирание сведений о фактах, которые могут быть использованы в качестве доказательств, ускорится и, как следствие, более эффективной будет защита лица. Установление такого срока, учитывая временную ограниченность уголовного процесса, сможет реально обеспечить его действенность, поскольку при более длительных сроках ответы будут терять свою актуальность.

В этом смысле трудно согласиться с предложенной нормой, согласно которой, если адвокатский запрос касается предоставления большого объема информации или требуется найти ее, изучив значительное количество данных, срок рассмотрения может быть существенно продлен. К сожалению, в органах государственной власти сложилась такая практика, что любые ответы на запросы предоставляются в последние дни максимально возможного срока. Поэтому при такой оценочной формулировке (понятие «большой объем» или «значительное количество данных» каждый будет трактовать по-разному) следует ожидать, что на предоставление ответов на запросы будет уходить много времени. Если учесть еще время на почтовую доставку, то в среднем срок ответа, скорее всего, будет составлять около месяца. В то же время, если вспомнить, что, по общему правилу, срок досудебного расследования проступков также составляет 1 месяц и 2 месяца — для расследования преступ­лений, то понятно, что при длительном ожидании ответов на запросы адвокат не будет иметь возможности своевременно предоставить нужную информацию для защиты своего клиента.

Срок предоставления ответа на адвокатский запрос является очень важным, можно даже сказать определяющим для эффективности самой защиты. Поэтому актуален вопрос усиления ответственности за нарушение этих сроков. Кроме того, практика применения закона наверняка покажет необходимость закрепления в УПК возможности продления процессуальных сроков досудебного производства по ходатайству стороны защиты в случае отсутствия ответов на запросы или нарушения сроков их предоставления.

Санкции для чиновников

Что касается усиления ответственности, то предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым с лица, которое не предоставило, или несвоевременно предоставило, или предоставило неполную запрашиваемую информацию либо предоставило информацию, не отвечающую действительности, будет взиматься штраф от 25 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, что составляет от 425 до 850 грн.

Учитывая важность вопроса, целесообразно было бы вообще предусмотреть в санкции ст.2123 КоАП, что, кроме выплаты штрафа, должностное или служебное лицо органа государственной власти и органа местного самоуправления обязано предоставить необходимую информацию безотлагательно. Ведь на практике может возникнуть ситуация, когда чиновник, заплатив штраф, так и не предоставит необходимую адвокату информацию.

Информационные ограничения

Особо следует обратить внимание на то, что в статье об адвокатском запросе содержится упоминание об «информации с ограниченным доступом» и в связи с этим установлены ограничения в ее получении. Безусловно, это будет создавать дополнительные проблемы дляадвоката.

По закону «О доступе к публичной информации» информация с ограниченным доступом делится на конфиденциальную, тайную и служебную. Так, согласно ст.7 указанного закона конфиденциальной является информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий, и которая может распространяться в определенном ими порядке по их желанию в соответствии с преду­смотренными ими условиями.

Тайной является информация, разглашение которой может нанести вред лицу, обществу и государству. Тайной признается информация, которая содержит государственную, профессиональную, банковскую тайну, тайну следствия и другую предусмотренную законом тайну.

Что касается служебной, то это информация, содержащаяся в документах субъектов властных полномочий, которые составляют внутриведомственную служебную корреспонденцию, докладные записки, рекомендации, если они связаны с разработкой направления деятельности учреждения или осуществлением конт­рольных, надзорных функций органами государственной власти, процессом принятия решений и предшествуют пуб­личному обсуждению и/или принятию решений. Также служебной считается информация, собранная в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности в сфере обороны страны, которая не отнесена к государственной тайне.

Поскольку законодательство включает в информацию с ограниченным доступом достаточно широкий перечень видов информации, адвокату очень часто могут отказывать в предоставлении определенных сведений. Это, в свою очередь, будет препятствовать получению доказательств, необходимых для защиты клиента.

Также неоправданным является оди­наковый подход к отказу в предоставлении информации с ограниченным доступом как для адвокатов, для которых она может служить доказательством и играть ключевую роль в обеспечении защиты клиента, так и для рядового гражданина, которому такие сведения нужны совсем в других целях. Поскольку защита и обвинение априори имеют неравные возможности, то любые дополнительные ограничения относительно адвоката увеличивают такой разрыв в правах.

Расширенные гарантии

По сравнению с действующим законом «Об адвокатуре» новый акт существенно расширяет гарантии деятельно­сти адвоката.

Так, кроме положения о возможности привлечения адвоката к уголовной ответственности только Генеральным прокурором, его заместителями, прокурором Автономной Республики Крым, областей и городов Киева и Севастополя, отмечается, что уведомление о подозрении адвоката в совершении уголовного правонарушения также может быть осуществлено лишь вышеупомянутыми прокурорами. Эта норма является важной гарантией, поскольку на практике будет требовать более взвешенного подхода в случае привлечения адвокатов к уголовной ответственности и должна уберечь последних от произвола и безосновательного использования в отношении них указанного механизма.

Также важным является то, что в случае проведения обыска или осмотра жилья, помещений, где адвокат осуществляет профессиональную деятельность, следственный судья обязан указать пе­речень вещей, документов, которые планируется изъять во время проведения следственного действия. Существование такого перечня (должен быть исчерпывающим) будет предупреждать необоснованное изъятие вещей и документов, которые не касаются дела или содержат адвокатскую тайну.

Еще одной гарантией можно считать требование присутствия во время обыска или осмотра жилья, помещений, где адвокат осуществляет профессиональную деятельность, представителя совета адвокатов региона, который должен следить за соблюдением процедуры. Однако другое положение содержит в себе определенное нивелирование этой нормы. Ведь если представитель совета не явился, это не помешает проведению процессуальных действий в случае заблаговременного уведомления об этом совета адвокатов. Также возникают вопросы относительно статуса такого представителя. Учитывая, что это лицо не является участником процесса (поскольку в УПК такое участие не предусмотрено), то на практике будет непонятно, каким образом его допускать к участию в проведении процессуальных действий, какие у него права и обязанности и т.п.

Кроме того, новый закон предусмат­ривает, что жизнь, здоровье, честь и достоинство не только адвоката, но и членов его семьи и их имущество находятся под охраной государства. Такое положение нормативно закрепляет и обеспечивает защиту адвоката и членов его семьи от посягательств на их жизнь и здоровье, что, бесспорно, является позитивным нововведением. Однако для того, чтобы эта норма не осталась декларацией, а стала действенным механизмом защиты, она должна корреспондироваться с обязанностью органов внутренних дел принять необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранению принадлежащего им имущества, а также — с предусмотренной ответственностью за ее нарушение.

Сравнив положения «старого» и нового законов, отметим такую дополнительную гарантию, как своеобразный адвокатский индемнитет. Ведь высказывания адвоката (в частности, те, которые отражают позицию клиента), его заявления в средствах массовой информации не могут служить основанием для привлечения его к ответственности, если они не ведут к нарушению профессиональных обязанностей адвоката.

В новом законе намного лучше определено понятие «адвокатская тайна». Так, адвокатской тайной является любая информация, которая стала известна адвокату о клиенте, вопросы, по которым клиент обращался к адвокату, содержание советов, консультаций, разъяснений, составленные документы, информация, которая хранится на электронных носителях, и другие документы и сведения, полученные адвокатом при осуществлении профессиональной деятельности. Нововведением является и то, что обязанность хранить адвокатскую тайну будет распространяться не только на адвоката, но и на лицо, относительно которого прекращено или приостановлено право на занятие адвокатской деятельностью.

Как видим, содержание принятого закона намного прогрессивнее и совершеннее, чем нормы действующего законодательства. Будем надеяться, что положительной будет и практика применения данного закона как с точки зрения усиления роли защиты в уголовном процессе, так и совершенствования института адвокатуры в целом.

прямая речь

Владимир ПИЛИПЕНКО

— Принятие закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» позволит вывести адвокатскую профессию на качественно новый уровень общественных отношений, ведь во время подготовки документа как к первому, так и ко второму чтению были учтены все современные европейские стандарты организации и деятельности этого института. В частности, использованы заключения экспертов Совета Европы, Венецианской комиссии. А ко второму чтению были учтены предложения отечественных научных работников, Минюста, Верховного Суда, а также, конечно, адвокатов и членов Высшей квалификационной комиссии адвокатуры.

С принятием данного закона повысится авторитет как украинской адвокатуры в целом, так и каждого адвоката в частности. Акт устанавливает гарантии профессии, создает условия для действительно независимого самоуправления. Также расширяются права адвоката, а значит, увеличиваются возможности для защиты лица, его прав и законных интересов. В законе четко прописаны правовые «предохранители», которые делают невозможным влияние на адвокатов, в результате они становятся действительно независимыми от прокуратуры, суда, органов власти.

Вместе с тем закон предусматривает и определенный набор правовых инструментов, которые касаются качества адвокатских услуг, регулирует вопрос дисциплинарной ответственности. Таким образом, созданы реальные возможности компенсации гражданам за неквалифицированную правовую помощь.