КГГА следует регистрировать все свои акты, хотя законодательство этого прямо не требует
Сегодня особенно внимательно за стоимостью коммунальных услуг следят те, кто их оплачивает.
Громадяни, не вдоволені комунальними тарифами, намагаються їх оскаржити. Не останню роль у цьому процесі відіграє державна реєстрація відповідних актів, адже її відсутність позивачі намагаються використати на свою користь.
Пути обжалования
Участились случаи, когда органы как государственной власти, так и местного самоуправления не защищают, а наоборот, нарушают и ограничивают права и законные интересы территориальных общин.
Примером незаконных или принятых в ущерб территориальным общинам решений органов местного самоуправления является решение об установлении завышенных тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Об этом свидетельствует и ряд судебных решений, в частности определение Высшего административного суда от 23.03.2006 о признании незаконным решения исполнительного комитета Харьковского городского совета «Об утверждении тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий для жилищно-эксплуатационных предприятий коммунальной собственности территориальной общины г.Харькова», постановление Окружного административного суда г.Киева от 9.11.2011 о признании незаконным порядка формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий.
Сегодня тема повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги достаточно актуальна и активно обсуждается как жителями столицы, так и других городов. Достаточно непростая и конфликтная ситуация назрела в Александрии: городская власть (совет и исполком) принимает общественно важные решения, в частности по вопросам повышения тарифов на тепло и воду, без проведения общественных слушаний.
Так же сложная и неоднозначная ситуация сложилась в столице. Предприятия и организации коммунальной собственности в соответствии с установленными Киевской городской государственной администрацией тарифами осуществляют расчет стоимости предоставленных жилищно-коммунальных услуг по централизованному водоснабжению и водоотводу. Некоторые потребители считают их стоимость слишком высокой, поэтому находят основания для обжалования распоряжений КГГА в судебном порядке. Основным аргументом признания их незаконными является отсутствие государственной регистрации в управлении юстиции. Поскольку эта процедура не была осуществлена, то, по мнению истцов, в соответствии с указом Президента «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» от 3.10.92 №493 и Положением о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти, утвержденным постановлением КМ от 28.12.92 №731 распоряжения КГГА не вступили в силу, а следовательно, осуществление на их основании расчета стоимости предоставленных жилищно-коммунальных услуг является незаконным.
Представитель департамента государственной регистрации нормативных актов Минюста Владислав Кикалов отметил: «Функция государственной регистрации нормативно-правовых актов, которую выполняют органы юстиции, занимает один из самых больших сегментов управленческой деятельности в сфере государственной правовой политики; государственная регистрация нормативно-правовых актов, в том числе органов и должностных лиц местного самоуправления, — это прежде всего средство защиты конституционных прав и свобод человека».
Двойной статус
В соответствии со ст.118 Конституции исполнительную власть в Киеве осуществляет городская государственная администрация. Особенности осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в Киеве и Севастополе, которые имеют специальный статус, определяются отдельными законами.
Закон «О столице Украины — городе-герое Киеве» определил особенности осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в административно-политическом центре государства. Акт же о Севастополе еще до сих пор не принят. Согласно п.2 разд.VII «Заключительные положения» закона о столице городской и районные в Киеве советы (после внесения изменений в данный документ в сентябре 2010 года последние прекратили свое функционирование) решают вопрос о формировании собственных исполнительных органов на базе соответствующих государственных администраций, которые параллельно выполняют функции государственной исполнительной власти. В этом, собственно, и заключаются особенности.
Отметим, что такая двойная природа КГГА не свойственна классической европейской модели местного самоуправления и не согласуется с заложенными в ст.4 Европейской хартии местного самоуправления принципами полной свободы действий, полноты и исключительных полномочий органов местного самоуправления.
При осуществлении исполнительной власти КГГА подотчетна и подконтрольна КМ, а при осуществлении полномочий в сфере местного самоуправления — Киевскому горсовету. Это подтверждается и правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в мотивировочной части решения от 25.12.2003 №21-рп/2003 по делу об особенностях осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в Киеве. В резолютивной части этого же решения отмечено, что КГГА является единственным в организационном отношении органом, который выполняет функции исполнительного органа Киевского горсовета и параллельно функции местного органа исполнительной власти.
Контроль нормотворчества
В соответствии с ч.5 ст.41 закона «О местных государственных администрациях «нормативно-правовые акты местных государственных администраций подлежат государственной регистрации в соответствующих органах юстиции в установленном органом порядке и вступают в силу с момента их регистрации, если самими актами не установлен более поздний срок введения их в действие». Согласно ст.1 указа №493 и п.2 положения №731 государственной регистрации подлежат нормативно-правовые акты, которые издаются министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля и касаются прав, свобод и законных интересов граждан или имеют межведомственный характер.
Государственную регистрацию нормативно-правовых актов КГГА осуществляет Киевское городское управление юстиции (ст.2 упомянутого указа, п.6 положения). В ст.3 указа предусмотрено, что нормативно-правовые акты, которые издаются органами исполнительной власти, вступают в силу через 10 дней после их регистрации. В случае нарушения требований относительно государственной регистрации нормативно-правовых актов КГГА последние считаются не вступившими в силу и не могут быть применены (п.15 положения).
О том, что незарегистрированные нормативно-правовые акты являются недействительными, пишут и научные работники. При этом такие акты очень часто противоречат законодательству.
Согласно ч.2 ст.4 Хозяйственного процессуального кодекса, суд не применяет акты государственных и других органов, если эти акты не отвечают законодательству. В соответствии с ч.4 ст.9 Кодекса административного судопроизводства в случае несоответствия нормативно-правового акта Конституции, закону, международному договору, согласие на обязательность которого дала ВР, или другому правовому акту суд применяет правовой акт, который имеет высшую юридическую силу. Аналогичные предписания содержатся в ст.8 Гражданского процессуального кодекса.
Наряду с этим действующими нормами, в частности законом «О местном самоуправлении в Украине», не предусмотрена государственная регистрация нормативно-правовых актов, принятых КГГА как исполнительным органом горсовета. Речь идет только о регистрации в органах юстиции устава территориальной общины, который может быть принят представительным органом местного самоуправления.
Однако ввиду того, что подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе и распоряжения КГГА как органа местной исполнительной власти и исполнительного органа Киевсовета, касаются прав, свобод и законных интересов граждан, они должны пройти государственную регистрацию в органах юстиции для того, чтобы были обеспечены принципы верховенства права и законности, кроме перечисленных случаев, когда на государственную регистрацию акты не подаются.
Корректируя законы
Пунктом 3 ч.5 ст.19 «Заключительные положения» закона «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» от 9.07.2010 №2479-VI, который вступил в силу 31.10.2010, изложен в новой редакции пп.2 п.«а» ч.1 ст.28 закона «О местном самоуправлении в Украине». Теперь в ведение исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов входят властные (самоуправленческие) полномочия, в частности по «установлению в порядке и границах, определенных законодательством, тарифов на бытовые, коммунальные (кроме тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжение и водоотвод, устанавливаются национальной комиссией, которая осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг), транспортные и другие услуги».
В соответствии с предыдущей редакцией указанного подпункта в ведение исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов входили полномочия по установлению в порядке и границах, определенных законодательством, тарифов по оплате бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг, которые предоставляются предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующей территориальной общины.
Таким образом, установление тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод уже относится к полномочиям национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. До вступления соответствующих изменений в силу такие полномочия осуществлялись КГГА.
В целом вопросы об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, по своей природе, являются вопросами местного значения, поэтому должны решаться органами местной власти по согласованию с территориальными общинами. Возможно, учитывая многочисленные случаи нарушений законодательства органами местного самоуправления при установлении тарифов, о чем мы уже упоминали раньше, законодатель временно сделал национальную комиссию ответственной за установление тарифов на тепловую энергию, централизованное водоснабжение и водоотвод.
Пунктом 4 ч.2 разд.VІ «Заключитель-ные и переходные положения» закона «О государственно-частном партнерстве» от 1.07.2010 №2404-VI, который вступил в силу 31.10.2010, изложен в новой редакции п.7 ч.1 ст.18 закона «О местных государственных администрациях». С тех пор местная государственная администрация «определяет и устанавливает нормы потребления в сфере жилищно-коммунальных услуг, осуществляет контроль за их соблюдением».
Согласно предыдущей редакции п.7 ч.1 ст.18 указанного акта в ведение местной государственной администрации входило регулирование цен и тарифов за выполнение работ и предоставление жилищно-коммунальных услуг предприятиями, определение и установление норм их потребления, осуществление контроля за их соблюдением.
Следовательно, законодатель лишил КГГА полномочий устанавливать тарифы. В настоящее время это компетенция национальной комиссии. Вместо этого горгосадминистрация полномочна определять и устанавливать нормы потребления в сфере жилищно-коммунальных услуг, осуществлять контроль за их соблюдением.
Толкование понятий
Анализ понятий «установление» и «регулирование», которые употребляются в пп.2 п.«а» ч.1 ст.28 закона «О местном самоуправлении в Украине» и п.7 ч.1 ст.18 закона «О местных государственных администрациях», действовавших до 31.10.2010, дает основания для вывода, что эти понятия имеют существенные отличия. Согласно Словарю русского языка С.И.Ожегова слово «устанавливать» обозначает «осуществлять, утверждать, назначать, вводить в действие», а слово «регулировать» — «направлять развитие, движение с целью привести в порядок, в систему».
Для сравнения: валютное регулирование — это деятельность государства и уполномоченных им органов, направленная на регламентацию международных расчетов и порядка осуществления операций с валютными ценностями. То есть речь идет о действиях относительно реальных объектов — валютных ценностей. Следовательно, и регулирование тарифов является стадией, предшествующей стадии их установления.
В связи с этим, решая вопрос о необходимости государственной регистрации распоряжений КГГА, которыми установлены тарифы на централизованное водоснабжение и водоотвод и которые приняты до 31.10.2010, следует исходить из следующего:
• если распоряжением КГГА тарифы устанавливаются, то она могла действовать только как исполнительный орган горсовета; государственной регистрации такого рода документов закон прямо не требует, однако распоряжения исполнительных органов и не отнесены к актам, которые не нуждаются в государственной регистрации;
• если распоряжением тарифы регулируются, то, принимая его, КГГА могла действовать только как местный орган исполнительной власти; тогда государственная регистрация документа является обязательной.
Впрочем, остаются открытыми вопросы:
достаточно ли только логического и грамматического анализа для выяснения воли законодателя?
способствует ли только языковое толкование норм права полному их пониманию?
Очевидно, КГГА, в какой бы роли она не выступала, следует осознать, что ее акты касаются прав и законных интересов граждан. Поэтому распоряжения должны пройти государственную регистрацию, ведь это — залог обеспечения принципов верховенства права и законности, что неоднократно отмечал КС в своих решениях.