Закон і Бізнес


Отбор с прозрачным барьером

Максимальная защита тестирования от внешнего влияния не позволила стать судьями работникам АП, КС и ВККС


У международных наблюдателей Л.Павлович и Д.Вона претензий к прозрачности процедуры отбора украинских судей не было.

№26 (1065) 23.06—04.07.2012
ЛЕВ СЕМИШОЦКИЙ
3310

Второй отбор претендентов на мантию обещает стать самым объективным за всю историю формирования судейского корпуса. С одной стороны, международные наблюдатели признали, что организация тестирования не оставила и тени сомнений в прозрачности его проведения. С другой — перечень тех, кто после первого этапа оказался «вне игры», доказывает отсутствие внешнего влияния на набранные баллы.


Грандиозное мероприятие под названием «конкурсный отбор» стало самым массовым за всю историю независимой Украины. Почти 3,5 тыс. участников в одном помещении под прицелами видеокамер доказывали обоснованность своих претензий на мантию. После первого этапа осталось 1187 кандидатов. И, как это часто бывает, некоторые из «проигравших» решили, что не попали в списки счастливчиков исключительно из-за отсутствия связей, а не собственных знаний…

Увы, те, кто наблюдал за процедурой отбора от начала до конца (в том числе корреспонденты «ЗиБ»), с уверенностью могли констатировать обратное: ни звания, ни должности, ни место работы претендентам не помогли. Да и не могли помочь.

Руководитель проекта Агентства США по международному развитию «Справедливое правосудие» Дэвид Вон отметил: в этом году «процедура отбора и регулирующие его положения были усовершенствованы, что обеспечило прозрачность тестирования». Замдиректора отдела содействия развитию демократии и управления USAID Лора Павлович также осталась довольна процедурой тестирования. «Этот формат напомнил мне экзамен в США на допуск к адвокатской практике», — поделилась впечатлениями Л.Павлович с корреспондентом «ЗиБ» и отметила, что присутствие независимых наблюдателей и прессы во время тестирования стали «важным, новым шагом к улучшению процедуры отбора», что, по ее мнению, увеличит доверие граждан к судебной системе.

А вот попытки «ЗиБ» заранее узнать ответы на тест, к счастью, провалились: на внушительную сумму в $50000 предложений не нашлось. Как объясняли наши собеседники, к которым мы обращались с такой просьбой якобы от имени знакомых кандидатов, вся система подготовки и хранения тестовых заданий выстроена таким образом, что каждый этап их подготовки оказался под контролем независимых наблюдателей. Так что ни за деньги, ни просто «по дружбе» помочь в данном вопросе никто не смог. Однако некоторые собеседники признавались, что не мы первые обращаемся: были звонки и от народных депутатов, и от высших чиновников, причем предлагалось вознаграждение в 1—2 млн грн. «У нас все по честному!» — в один голос заверяли «ЗиБ» сотрудники и члены ВККС.

Да что там журналисты с их связями! Представители высших судебных органов, Администрации Президента да и самой Высшей квалифкомиссии судей не попали за заветный проходной барьер в 63 балла! В перечне тех, кто не прошел первый этап отбора, оказались, например, 304 помощника судей и секретаря судебных заседаний судов высшего и апелляционного уровней, 2 — Конституционного и 10 — Верховного судов, а также 74 работника аппарата этих судов, в том числе 3 — из КС и 5 — из ВС!

Только 3 баллов не хватило и сотрудникам Администрации Президента Оксане Мишковец и Ольге Шершель. Останутся на своих местах в ВККС, по крайней мере до следующего конкурса, Дмитрий Тандит (кстати, главный консультант отдела по вопросам отбора кадров на должность судьи), Николай Воронов-Лапицкий, Николай Терец, Руслан Штепа, Светлана Амарян и Оксана Реус. В КС продолжат работать Лилия Черненькая, Оксана Житник, Ярослав Жукровский, Валерий Лазюк и Андрей Слобода.

В перечне «неудачников» — 2 помощника народного депутата и 146 адвокатов. Не смогли набрать необходимые 63 балла более половины кандидатов — работников органов прокуратуры областного уровня и выше, причем четверо из них сейчас работают в Генеральной прокуратуре. Худший показатель разве что у «делегатов» из центрального аппарата Министерства юстиции — только 1 из 8 справился с тестовым заданием.

В целом среди тех, кто преодолел проходной барьер, меньше всего представителей системы органов юстиции, адвокатов и работников аппаратов апелляционных судов общей юрисдикции.

В то же время довольно большое количество кандидатов из глубинки успешно сдали экзамен. Разве мог раньше рассчитывать, скажем, юрист управления Пенсионного фонда далекого райцентра, юрисконсульт агрофирмы на то, что сможет стать судьей?! Теперь же место в рейтинге вполне позволяет им замахнуться на должность столичного судьи.

Конечно, скептики могут возразить, что среди победителей довольно много помощников судей или секретарей судебных заседаний. Хотя кому, как не им, лучше других знать теорию права, законодательные нововведения и особенности судебного процесса? Да и тех, кто оказался за «чертой», вряд ли можно строго судить: экзамен — это отчасти лотерея, и если сегодня фортуна повернулась спиной, возможно, через год она будет более благосклонна. Хотя повод задуматься все же есть. И у «проигравших», и у их руководителей…