Закон і Бізнес


Нажми кнопку – получи результат!

«Регионалы» намереваются избавиться от метровых бюллетеней


Государство и общество, №45 (980) 06.11—12.11.2010
2637

До дня волеизъявления оппозиционные политики утверж¬дали, что новые правила выборов в мест¬ные органы власти сами по себе дол¬жны обеспечить «регионалам» преимущесaтво.


Теперь ря¬ды недовольных новым законом пополнили и его разработчики, но по другим причинам.

О том, что, по новым правилам, субъекты избирательного процесса находятся в неравных условиях, говорили, еще когда принимали проект в первом чтении. На то время основные претензии сводились к ограничениям на объединение партий в блоки, установлению годичного срока для ячеек, которые имеют возможность выдвигать кандидатов, неоправданному предоставлению преимуществ парламентским фракциям в формировании избирательных комиссий и т.п. Реалии 31 октября выявили еще немало огрехов в избирательном законодательстве, которые должны быть устранены во время усовершенствования данного закона, а также в правилах выборов народных депутатов.
В частности, выступая на пресс-конференции в ночь выборов, лидер Партии регионов Николай Азаров отметил, что необходимо сделать так, чтобы нельзя было одновременно баллотироваться и по списку, и в одномандатном округе. С этим предложением парламентарии могут соглашаться или не соглашаться, но проголосовать должны. Ведь еще 12 лет назад Конституционный Суд вынес решение о недопустимости «двойного» выдвижения вопреки принципу равного избирательного права. Но почему-то об этом вспомнили только после выборов, а не при принятии закона.
В то же время идея расширения состава избиркомов за счет представителей «внепарламентских» партий вряд ли найдет поддержку фракций в ВР. Равно как и предложение заместителя председателя ЦИКа Андрея Магеры, который считает логичным огра¬ничить круг претендентов на мандаты в местные органы власти членами территориальной общины. «То есть, чтобы мэр или председатель сельсовета избирался только из числа жителей города или села», — пояснил А.Магера. Однако партийные организации еще не настолько разветв¬лены, чтобы дойти до каждого села, поэтому и выдвигают мэров «со стороны».
Премьер также подверг критике технологию голосования. Ведь в некоторых округах избирателям приходилось изучать метровые списки претендентов на мандат, в результате на участках образовывались очереди. Да и само количество бюллетеней, выдаваемых «в одни руки», также требовало времени на то, чтобы в них разобраться. Впоследствии это осложнило еще и подсчет голосов.
Чтобы упростить процедуру, Н.Азаров предложил обдумать переход на электронное голосование. «Сугубо организационно, технически, необходимо вносить такие изменения, которые позволят, возможно, перейти на электронную форму голосования, мы технически к этому готовы. Нужно будет финансово — обеспечим», — заверил он.
Но у оппонентов, очевидно, возникнут сомнения: действительно ли это будет отражать волю народа, а не того, кто будет контролировать техническое состояние системы. Достаточно вспомнить печально известный «транзитный сервер», который в октябре 2004 года якобы был установлен на ул.Банковой. Хотя тогда оппозиция, придя к власти, не смогла подтвердить свои предположения, осадок, как говорится, остался.
Однако власть, как выяснилось, по-прежнему хочет получать и текущие данные, и окончательный результат одним нажатием кнопки. Так действительно намного удобнее и в целом гораздо дешевле.

Лев СЕМИШОЦКИЙ