Закон і Бізнес


Завершить миссию.

Или Будет ли Украина через несколько лет жить по евростандартам?


Государство и общество, №45 (980) 06.11—12.11.2010
2691

Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод, которая стала крае¬угольным камнем демократических ценностей, 4 ноября отметила свой 60-й день рождения. Но это событие — не повод для празднования, считает Президент Виктор Янукович.


«Это повод задуматься о защищенности, а скорее незащищенности основных прав человека в нашей стране», — отметил гарант.

Бить в набат

Напомним: наше государство ратифицировало конвенцию 17 июля 1997 года. Однако после присоединения к этому международно-правовому акту у нас появилось больше вопросов, чем ответов. Недавно их озвучил ¬В.Янукович на специальном заседании парламента по случаю 60-й годовщины со дня подписания конвенции: «Почему Украина на 60-м году существования конвенции вынуждена бороться за воплощение в жизнь ее базовых принципов? Почему не реализована стратегия по преодолению бедности, не разработан национальный механизм предотвращения пыток? Почему в правоохранительных органах ежегодно фиксируются многочисленные случаи гибели невинных людей?»
Однако Президент не только очертил круг вопросов, которые нам необходимо решить. Он заверил, что через год-два «мы существенно улучшим ситуацию с соблюдением стандартов, преду¬смотренных конвенцией». С ним согласился и Премьер-министр Николай Азаров, отметив, что мы обязаны по¬строить страну, в которой все граждане «в полной мере будут пользоваться своими неотъемлемыми правами».
В настоящее же время украинцы больше используют право обращаться к «контролеру» соблюдения прав и свобод — Европейскому суду по правам человека. Так, Председатель Верховной Рады Владимир Литвин отметил, что в конце первой половины нынешнего года в Евросуде ожидали своего решения почти 130 тыс. дел. И довольно большое количество их — по заявлениям из Украины. Ведь наша страна занимает 4-е место среди государств — членов Совета Европы (после России, Турции и Румынии) по количеству исков, поданных в Евросуд против нее.
Причем это «после» является относительным понятием. По количеству обращений на 10 тыс. населения мы опережаем и Россию, и Турцию. «Похоже на то, что с ратификацией конвенции органы власти и должностные лица считают свою миссию завершенной. Вместо того чтобы бить в набат и всеми средствами исправлять ситуацию как в пределах компетенции Правительства, так и действуя через парламент, судебные и другие учреждения, мы все еще озабочены этой проблемой гораздо меньше, нежели организацией визитов своих представителей в Страсбург», — такой точки зрения придерживается В.Литвин.
Не лучше в этом контексте выглядит и наша судебная система: 39% решений Евросуда относительно Украины касаются нарушения права на справедливый суд, 28% — нарушения права собственности, а 12% связаны с длительными судебными разбирательствами. И это при том, что сотни представителей украинской Фемиды неоднократно стажировались в Евросуде.
Спикер отметил: «Есть осно¬вания привлечь внимание и к роли отечественной адвокатуры. На первый взгляд, она работает как будто бы неплохо, но, с другой стороны, почему наши сограждане все чаще прибегают к услугам иностранных специалистов при обращении в Евросуд и почему на низком уровне так называемое дружеское урегулирование дел, инициатором которого должен быть прежде всего адвокат?»
Действительно, по некоторым данным, много заявлений от украинцев признают неприемлемыми из-за неумения защитников правильно донести до европейской Фемиды суть проблемы и сослаться на необходимую статью конвенции.

Влетает в копеечку

В свою очередь министр юстиции Александр Лавринович больше обеспокоен «не численностью обращений в Евросуд, а количеством и содержанием решений». Он напомнил, что Украина стала первым государством в Европе, которое на законодательном уровне утвердило процедуру исполнения решений Евросуда путем принятия в 2006 году закона «Об исполнении решений и применении практики Европей¬ского суда по правам человека».
А вот реализация вердиктов страсбургского суда имеет для нас свою цену. «Средства, которые ежегодно предусматриваются в госбюджете на исполнение решений Евросуда, являются наиболее ярким показателем того, насколько дорогим для государства является нарушение прав человека», — подчеркнул министр юстиции.
По его словам, нужно как можно скорее устранить причины поступления в Евросуд заявлений против Украины. Поэтому прежде всего необходимо пересмотреть те нормы законодательства, которые гарантируют украинцам льготы и выплаты, но в полном объеме не финансируются и даже теоретически не могут «удовлетвориться» бюджетными средствами.
«Долг государства перед украинцами составляет более 130 млрд грн. Он растет каждый день и будет расти дальше. Поэтому мы должны на¬йти выход из этой ситуации, чтобы не загонять себя в тупик невозможности исполнения решений Евросуда», — заявил А.Лавринович.
В свою очередь уполномоченный ВР по правам человека Нина Карпачева отметила, что исполняется только 9% решений Евросуда. «Из 674 решений 616 пока остаются окончательно не исполненными», — сообщила омбудсмен.
По ее мнению, неслучайно парламент ввел уголовную ответственность (ст.382 УК) за неисполнение судебного решения, а ч.4 ст.382 УК ¬предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 8 лет за намеренное неисполнение служебным лицом решений Евросуда.

Вместо послесловия

Сегодня все чаще дискутируют по поводу совершенствования общеевропейского механизма защиты прав человека. Это в первую очередь касается реформирования Евросуда. Международное учреждение, которое является мозговым центром защиты прав человека, фактически стало заложником и жертвой собственной популярности. Требуя от стран, ратифицировавших конвенцию, рассматривать дела в разумные сроки, Суд сам уже не в состоянии выполнять свои требования.
По словам В.Литвина, в настоящее время Суд преимущественно сосредоточен на делах, которые дублируют друг друга. «Следует позаботиться, чтобы этот авторитетный орган реально стал общеевропейским определителем стандартов в области прав человека, а не центром для умножения клонированных дел, подобно суду первой инстанции. Также стоит разнообразить санкции за нарушение норм конвенции, чтобы Суд не превращался в кассовый аппарат, который только определяет, кому из потерпевших и сколько будет выпла¬чено», — отметил Председатель ВР.
Правительственный уполномоченный по делам Евросуда Юрий Зайцев поддержал предложение спикера и подчеркнул, что суть проведения изменений в Евросуде заключается в том, что необходимо разделить ответственность между государством и судом. «То есть суд очерчивает проблему, а государство должно принять все меры для того, чтобы эту проблему решить», — объяснил Ю.Зайцев.
Евросуд функционирует уже полвека, но он до сих пор вынужден идти в ногу со временем и корректировать свою деятельность. Так стоит ли обвинять нашу страну, которая 13 лет назад присоединилась к конвенции, в несоблюдении многих правил, по которым живет Старый Свет? Ведь пока Украина отреагирует на перемены в политике евростандартов, имплементирует их в жизнь, в Европе появятся новые стандарты.

Марина ЗАКАБЛУК