Закон і Бізнес


Раскрываемость важнее срока

Следователям не доверяют участие в сделках с Фемидой


Право соседа, №45 (980) 06.11—12.11.2010
2572

Сенаторы предлагают, чтобы следователи не участвовали в процедуре сделки с правосудием. Она будет заключаться прокурором и обвиняемым при участии защитника. Помимо этого, из пе¬речня причин, пре¬пятствующих за¬клю¬чению сделки, бу¬дут исключены отягча¬ю¬щие обстоятельства.


По действующему в РФ закону о досудебном сотрудничестве фигурант уголовного дела при отсутствии отягча¬ющих обстоятельств имеет право подать ходатайство следователю о желании заключить сделку с правосудием. За это приговор может быть смягчен до половины максимального, предусмотренного УК РФ.
Практика показала, что ча¬ще всего ходатайства о за¬ключении сделки отклоняли сле¬дователи, ведущие уголовное дело, поясняет один из авторов законопроекта. С 2009 го¬да, когда был принят этот закон, было подано 281 хо¬датайство, 70 из которых отклонили следователи и 30 — прокуроры. При этом польза закона налицо: было выявлено 50 ранее не известных преступлений.
Отягчающие обстоятельства как препятствие для заключения сделки предлагается исключить, поскольку, как правило, к ним относят состояние алкогольного опьянения и повторное совершение преступления. Однако если в результате сделки раскрываются новые преступления, это намного важнее, уверены авторы проекта.
Разработанными изменениями в УК и УПК РФ предлагается уточнить, что сделка с правосудием возможна и в том случае, если обвиняемый готов рассказать не только о своих пособниках, но и о тех, кто совершил другое преступление. Верховный суд РФ, однако, полагает, что таким образом на смягчение приговора смогут рассчитывать не признавшиеся в своих преступлении лица, просто сообщив о чужих преступлениях, и считает нужным уточнить формулировку.
Авторы предлагают прописать, что на смягчающий приговор, который положен за сотрудничество с правосудием, будут влиять только заведомо ложные показания, а на неточности и несущественные ошибки суд не должен обращать внимания.
В других странах решение о сделке принимает прокурор как менее заинтересованное лицо. Хотя в милицейских кругах РФ настаивают, что следователю виднее, действительно ли человек собирается совершить сделку добросовестно или вводит следствие в заблуждение.
Между тем чаще всего на сделки с правосудием в некоторых регионах идет наркобизнес. Например, как установила прокуратура Хабаров¬ского края, проанализировав расследуемые следственными органами края уголовные дела, подозреваемыми (обвиняемыми) заявлено 76 ходатайств о заключении досудебных соглашений. В удовлетворении 25 из них отказано. За это же время прокурорами заключено 51 досудебное соглашение о сотрудничестве, в основном связанное с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств.
Чаще всего в досудебных соглашениях о сотрудничестве на подозреваемых (обвиня¬емых) возлагались обязательства: давать правдивые показания; оказывать содействие в выявлении иных преступлений, совершенных соучастниками, и розыске похищенного имущества; выдать имеющие значение для дела документы и возвратить полученное преступным путем имущество.