«Гурманам» из ВС пришлось не по вкусу новоиспеченное законодательное «изделие» Банковой
В Администрации Президента, как планировалось, так все и произошло. За 2 месяца члены специально созданной рабочей группы смогли приготовить главный «реформенный пирог» в виде объединенного законопроекта о судоустройстве и статусе судей. При этом «изделие» соз¬давали не по собственному рецепту, а по инструкции Венецианской комиссии.
Настоящей изюминкой стала абсолютно новая система судоустройства. Правда, не всем пришлась по вкусу «начинка» этой «выпечки», в частности Председателю Верховного Суда Василию Онопенко она показалась достаточно горькой. Впрочем, его критика на фоне положительных отзывов других «дегустаторов» продукта (среди которых большинство — его коллеги) звучала как-то неубедительно. Даже на официальном сайте гаранта на ложку дегтя в бочке «реформенного» меда не обратили внимания — о выступлении руководителя ВС нет ни строчки.
Жизнь покажет
О важности события, которое произошло в админист¬рации Виктора Януковича в последний день весны, нечего и говорить. Момента истины судебный корпус ждал в течение почти 20 лет, и вот наконец лед тронулся.
Правда, на подступах к ул.Банковой о начале послед¬него заседания рабочей группы ничто не напоминало, а вот в резиденции главы государства было не протолкнуться. Предусмотрительные журналисты хоть и пришли заблаговременно, но все равно потратили почти полчаса на то, чтобы пройти через многочисленные посты охраны. Впрочем, каких-либо сенсационных заявлений представители СМИ не ожидали, поскольку накануне электронные издания уже написали об изменениях, которые принесет ветер реформы в обители Фемиды.
В начале весны В.Янукович обещал: реконструкция третьей ветви власти должна завершиться в ближайшее время. И вот час «ч» настал.
«Мы пошли путем усиления судебного самоуправления и значительного уменьшения централизации и влияния административного ресурса, который есть в судебной власти, на судей», — заявил Президент. Он напомнил, что при подготовке законопроекта была изучена система судоустройства в Европе, которая отвечает самым высоким требованиям защиты прав человека. «Сотрудничество с Венецианской комиссией доказало, что мы выбрали правильный путь», — отметил В.Янукович.
В то же время глава государства подчеркнул, что при разработке законопроекта прежде всего ставилась задача построить сбалансированную, независимую, эффективную систему правосудия.
«Я выполню свой долг и по вашему поручению подпишу этот законопроект как первоочередной для рассмотрения в Верховной Раде», — сказал гарант. По его убеждению, эта наработка может быть базовой, а дальше «жизнь покажет: если в нем будут какие-то недостатки, если что-то не учли, есть возможность вместе с законодателем это исправить». «Я надеюсь, что мы все будем наблюдать за тем, как начнет работать эта система, как она будет претворяться в жизнь уже в этом году», — выразил надежду В.Янукович.
Старое, новое и измененное
Предложенные в проекте изменения вынес на суд собравшихся министр юстиции Александр Лавринович. По его словам, документ представляет собой «новую редакцию закона о судоустройстве», также вносятся изменения во все четыре процессуальных кодекса, в законы о Высшем совете юстиции, об оплате труда и в ряд других актов.
Говоря о главной задаче и цели этой реформы, руководитель министерства подчеркнул, что в результате правосудие должно стать доступнее для граждан. Законодательные предложения касаются как срока, который отводится для рассмотрения жалоб, так и процедуры направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. «Так же мы предусматриваем, что в Украине не будет повторной кассации. Таким образом, мы предпринимаем существенные шаги для того, чтобы судебные решения принимались в разумные сроки и были незыблемыми», — добавил А.Лавринович.
«Мы долго дискутировали поповоду того, как должна быть выстроена судебная система. Итоговое решение получилось компромиссным. Оно дает возможность существенно улучшить работу самой системы без изменений в первой и апелляционной инстанциях», — отметил он.
По убеждению А.Лавриновича, прописанные в итоговом законопроекте новации больше всего коснутся кассационной инстанции. По его информации, планируется создание еще одного высшего специализированного суда, который будет рассматривать гражданские и уголовные дела в качестве кассационного суда, при этом «Верховный Суд как высшая судебная инстанция имеет все полномочия для обеспечения единства судебной практики».
В документе также предлагается, чтобы председателей судов назначал ВСЮ по представлению соответствующего совета судей. Кроме того, полномочия руководителей будут существенно уменьшены. Пертурбации ожидают и ВСЮ, в составе которого будет больше судей.
В то же время законотворцы инициируют изменения и в систему квалификационных комиссий судей: должна остаться только одна ВККС. В ближайших планах реформаторов — изменить и статус Государственной судебной администрации. Она долж¬на стать составляющей третьей ветви власти.
Нашлись и лекарства от коррупционного «искушения». В частности, предлагается, чтобы все служители Фемиды публиковали декларации о своих доходах и о доходах членов семей.
Новации — на ура
Почти все докладчики, выразившие желание выступить во время заседания, были единодушны: в законопроекте очень много положительных моментов, которые необходимо реализовать. Например, президент Национальной академии правовых наук Украины, ректор Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого Василий Таций отметил, что проект отвечает всем требованиям законодательной техники и является качественным. Ученый акцентировал внимание на том, что судьям гарантируется самостоятельность во время осуществления правосудия, любое вмешательство в их работу за¬прещено.
Как положительный момент В.Таций отметил и то, что гарантируется обязательность исполнения судебных решений. «На сегодня это, к сожалению, актуальная проблема, и здесь нужно наводить определенный порядок», — подчеркнул он.
В.Таций также отметил, что закрепляется демократический принцип назначения судей на административные должности. По его словам, в проекте также предусматривается дальнейшее «развитие участия народа в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных».
Не скрывал своего удовлетворения от того, что предложенные изменения могут быть приняты и председатель Высшего административного суда Александр Пасенюк. По его словам, в административных судах приветствуют инициативу Президента.
Анализируя сам документ, руководитель ВАС одобрил инициативу создания высшего суда, который будет специализироваться на рассмотрении гражданских и уголовных дел. Положительно от А.Пасенюк оценил и идею реформирования Верховного суда. «В настоящее время ВС фактически является кассационной инстанцией и он перегружен делами. Думаю, здесь нужно существенно реформировать законодательство, что и будет сделано. И уже то, что ВС будет работать исключительно в пленарном режиме, сможет гарантировать единство правоприменения, судебной практики, чего в настоящий момент существенно недостает в работе нашей судебной системы», — заявил он.
Поддержал председатель ВАС и инициативу заменить двухуровневую систему квалификационных комиссий единой ВККС со штатом специальных судебных инспекторов.
Солидарен с А.Пасенюком был и член Высшего хозяйственного суда, председатель СС хозяйственных судов Александр Удовиченко, который также не скупился на положительные отзывы. По его словам, главный проект реформы является честным. «Разработанным законопроектом усовершенствована система контроля за возможными злоупотреблениями со стороны судей. Для честного и профессионального судьи он создает абсолютно нормальные условия работы», — подчеркнул представитель ВХС.
Кроме того, А.Удовиченко отметил, что согласно положениям нового законопроекта более четкой стала структура органов судейского самоуправления, восстановлен паритет в учете интересов разных видов судебной юрисдикции. Позитивным, по мнению судьи ВХС, является и то, что главным распорядителем средств определены сами суды, при получении денежного обеспечения между ними и бюджетом уменьшено количество посредников.
Согласился он с А.Пасенюком в том, что касается роли Верховного совета. «Благодаря реформе ВС теперь действительно сможет обеспечить единство практики, потому что решения будут приниматься всем составом. Тем более что эти решения, позиции, выраженные ВС, должны быть обязательными для применения при рассмотрении подобных споров в дальнейшем, — подчерк¬нул председатель органа судейского самоуправления.
Высшая формальность
По-видимому, единственным, кого не убедили доводы коллег о том, что реформа — сплошной позитив, был В.Онопенко. Он также сообщил, что не был проинформирован предварительно обо всех нюансах предложенных пертурбаций.
По его словам, в проекте закона есть несколько «ключевых моментов», которые не отвечают ни Конституции, ни международным стандартам. Не согласился В.Онопенко с нивелированием статуса ВС. По его мнению, согласно ст.125 Основного Закона, кроме того, что возглавляемый им орган является высшим в системе судов общей юрисдикции, ВС является еще и судебной инстанцией.
«То, что вы предлагаете сегодня, это полное выхолащивание конституционного статуса ВС», — заявил Василий Васильевич. Новации он сравнил с тем, чтобы, например, предусмотреть в законе норму, которая не позволяет Кабинету Министров руководить министерствами. В.Онопенко отметил, что лишь наличие сильного ВС с соответствующими полномочиями относительно пересмотра решений судов низшего уровня позволит обеспечить единство практики. Также руководитель пока еще главной судебной институции отметил: согласно новому законопроекту ВС может пересматривать решения высших специализированных судов, только если те направят в него соответствующее дело, и не сможет затребовать дела самостоятельно.
По его словам ВС осталось только пересматривать решение высших судов, учитывая решения Конституционного Суда и Европейского суда по правам человека. «Если кто-то хочет уничтожить Верховный Суд, то делайте это другим способом. Будет Онопенко председателем или нет — мне безразлично, но вы уничтожаете не ВС, а право граждан на защиту своих интересов», — подвел итог оппонент.
Впрочем, такая точка зрения не нашла поддержки у собравшихся. Поскольку, как показала практика, один в «реформенном» поле не воин, то остается только дождаться последнего слова законодателя, который и должен поставить точку в эпопее реформирования судебной власти.
А вот будет ли качественным «продукт» реформаторов и придется ли по вкусу большинству судей — действительно покажет время.
Ольга КИРИЕНКО
3 июня Верховная Рада приняла за основу президентский закон о судо¬устройстве и статусе судей. «За» проголосовали 247 депутатов.
Опрос «З&Б»
Будет ли в Украине справедливый суд после преобразований?
Справедливый суд, защищающий права людей, — одно из предвыборных обещаний Виктора Януковича. Теперь глава государства предложил план судебной реформы на рассмотрение парламента. Во время заседания рабочей группы по вопросам судебной реформы он отметил, что реформаторский законопроект разрабатывался в первую очередь с целью построе¬ния независимой и эффективной системы правосудия. Впрочем, главное — конечный результат. Сможет ли инициатива Президента гарантировать в будущем справедливый суд, у народных избранников выясняла корреспондент «ЗиБ».
Александр ГОЛУБ, фракция КПУ:
— Я бы рассматривал законопроект, предложенный Президентом, как первый этап судебной реформы.
Однако я считаю, что одним законопроектом нельзя изменить ситуацию в государстве. Это касается как судебной системы, так и общественно-политической ситуации в целом. Некоторые из предложений законопроекта можно поставить под сомнение, другие — обоснованны. Но в комплексе они составляют начало серьезного реформирования.
Сергей ВЛАСЕНКО, фракция БЮТ:
— Очень сложно об этом говорить, поскольку предложенный проект реформы не меняет главного, а именно — принципа отбора кандидатов на должности судей. Как по мне, эта инициатива не делает судей независимыми. К сожалению, процедуры, заложенные в нем, свидетельствуют о том, что пока нет перспективы появления справедливого суда.
Юрий КАРМАЗИН, фракция блока «НУНС»:
— Нет, справедливого суда не будет. Все законопроекты, которые теперь принимаются большинством, — это суррогат. То, что в настоящий момент предложил глава государства, вообще не держится в куче, хотя в основу положены мои идеи 15-летней давно¬сти. Однако любые идеи можно довести до абсурда.
Наступление на права человека уже состоялось. Причем абсолютно тихо и незаметно для СМИ.
Юлия НОВИКОВА, фракция ПР:
— Как по мне, в законопроекте заложены все необходимые позиции, дающие возможность двигаться в правильном направлении. Это в первую очередь дисциплинарная ответственность судей за принятие неправомерных решений, четкая и понятная процедура отбора судей и назначения на должности, что в свою очередь уменьшит коррупцию во время их избрания. Все эти меры, по моему мнению, принесут необходимый результат.
Святослав ОЛИЙНЫК, фракция БЮТ:
— Справедливый суд — в какой-то степени утопия, поскольку суд — это всегда человек. И какую бы идеальную законодательную модель мы ни по¬строили, все равно остается человеческий фактор. Но для того, чтобы судебная система была эффективнее, в этой реформе предусмотрены определенные шаги.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!