Российский пример заразителен… Парламент может убрать «несогласных» с улиц, используя наработки предыдущего Правительства
Подводя итоги первых 100 дней президентства, Виктор Янукович среди прочего упомянул и о защите политиче¬ских прав и свобод граждан. «Прекрасной» иллюстрацией для этих слов стало то, что митинг оппозиции под стенами дворца «Украина» был блокирован силами милиции. Скоро подобная практика будет узаконена — 17 июня готовится к рассмотрению законопроект, ограничивающий свободу собраний граждан.
Законопроект в наследство
Справедливости ради стоит признать, что лишение украинцев свободы собраний — розовая мечта любой власти, вне зависимости от партий. Ведь злополучный законопроект №2450 был предложен… Кабинетом Министров Юлии Тимошенко в 2008 году. Уже тогда проект закона «О порядке и организации проведения мирных мероприятий» вызвал бурю общественного возмущения. Украинские правозащитники обратились в Венецианскую комиссию, и та не рекомендовала нашей стране принимать подобный закон.
Ужас правозащитников понятен — проект делал легальное проведение акций протеста в Украине невозможным. Однако 3 июня 2009 года народные депутаты приняли его в первом чтении. Тогда за этот закон проголосовали 146 бютовцев, 60 «нашеукраинцев» и 20 литвиновцев.
После негативной реакции Совета Европы в декабре 2009 года закон положили «под сукно», где он тихо-мирно пылился, пока его не задумали-таки принять. Во второй половине мая Комитет ВР по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений все-таки решил вынести проект на голосование. Изначально его рассмотрение планировалось на 3 июня. Однако принятие такого закона день в день с посланием Президента к народу было бы чересчур одиозным. Поэтому голосование перенесли на 17-е.
Документ, подготовленный при Ю.Тимошенко, пришелся очень кстати при В.Януковиче. Нынешний глава государства хорошо помнит Майдан. Поэтому декларируя приверженность демократическим ценностям, Виктор Федорович тем не менее подпишет вышеупомянутый закон, раскритикованный правозащитниками. А глава МВД Анатолий Могилев и «Беркут» воплотят в жизнь мечту о том, чтобы все «несогласные» митинговали где-нибудь в полях за городом.
Улучшенные недостатки
Примечательно, что сам текст проекта до поры до времени от народа прятали. 31 мая не выдержал Украинский Хельсинский союз по защите прав человека, и вскоре текст документа появился в открытом доступе. Правозащитники, правда, еще раньше составили свое мнение о проекте по сравнительной таблице документа со всеми правками.
«Блиц-анализ того документа, который мы имеем, таков: он лучше, чем в первом чтении. Но имеет ряд существенных недостатков, которые заставляют нас выступить против его принятия даже в таком улучшенном виде», — пишет в открытом письме к общественным организациям член правления УХС Владимир Черемерис. Так, по его словам, исчез главный недостаток — «уполномоченный», который мог разгонять митинги без решения суда. Однако осталась норма, обязывающая предупреждать об акциях протеста за 4 дня.
«Есть масса случаев, когда реагировать средствами мирных собраний на какое-то событие необходимо быстрее, чем за 4 дня. Понятие «спонтанного собрания» так, как оно понимается в проекте, ситуацию не спасает», — отмечает правозащитник.
Кроме срока предупреждения в проекте заложены и другие нормы, усложняющие проведение мирных протестов. Так, запрещено проводить акции у органов власти, если нарушается «нормальное функционирование» последних (п.2 ст.9). То есть любой митинг у любого органа власти можно разогнать, сославшись на то, что шум мешает «нормально функционировать» учреждению.
Рассматривается возможность привлечения к ответственности организаторов за действия, которые могут произойти во время акции. Природа же массовых собраний такова, что не все они могут контролироваться организаторами. Да и среди протестующих зачастую бывают провокаторы. Более того, организаторы обязаны подать слишком подробную информацию о себе. Все это позволяет предположить, что с принятием этого проекта украинцы практически утратят свободу собраний, что приведет к «диктату, как в Казахстане, России и Беларуси».
Путинский стиль
Журналисты, пришедшие 4 июня к В.Януковичу на встречу, вне всякого сомнения, об этой проблеме знали. И хотя акул пера больше интересовала свобода слова, главе государства все же задали вопрос о митингах и о доблестной украинской милиции. По словам В.Януковича, милиция обеспечивает общественный порядок. «И те граждане, которые нарушают общественный порядок, милиция защищает их от неприятностей», — сказал Президент и добавил, что не защищает милицию, но считает неприемлемым решать политические споры с помощью силовых методов.
Превращение акций протеста в нарушение общественного порядка вызывает ощущение дежавю. И действительно, несколькими днями ранее один политик на вопрос о разгонах акций протеста заявил, что это было вызвано необходимостью охраны общественного порядка. Звали политика Владимир Путин.
Когда 29 мая российский премьер в Санкт-Петербурге встречался с участниками и организаторами благотворительного литературно-музыкального вечера «Маленький принц», российский рок-музыкант Юрий Шевчук поднял вопрос о жестоком подавлении акций протеста российской милицией. «Я иду на «Марш несогласных». Нас 500 человек и 2,5 тыс. омоновцев. Мы кого-то убили или зарезали?» — вопрошал Ю.Шевчук. «Есть определенные правила, они предусматривают, что такие мероприятия регулируются местными властями. Кроме тех людей, которые выходят на марш согласных или несогласных, есть и другие люди, о правах которых мы не должны забывать», — сказал В.Путин. «Если вы решите провести «Марш несогласных», скажем, у больницы, где будете мешать больным детям, — кто из местных властей вам позволит там проводить этот марш? И правильно сделают, что запретят!» — эмоционально отреагировал российский премьер на слова Ю.Шевчука.
Правда, «марши несогласных» проводят на площадях, где нет больниц и тем более нет дачников, о которых также говорил В.Путин. А методы к митингующим применяют самые жесткие. Так, 31 мая в российской столице не пощадили даже 84-летнего ветерана Владимира Бурцева, который стоял с табличкой с надписью «Вечная память павшим за свободу и независимость нашей Родины». С него силой сорвали медали «За отвагу», «За оборону Москвы» и «За победу над Германией» и отвезли в отделение милиции.
Очевидно, в стиле управления государством, в т.ч. и в обращении с «несогласными», решили использовать стиль северо-восточного соседа — российский пример оказался заразительным. Только вот будет ли Украина молча сносить это? Аналитики при таком развитии событий прогнозируют народные волнения, не исключая силового столкновения. И новый закон этому только поспособствует…
Борис РУДЬ,
«Подробности»
От редакции «З&Б»
Если не принимать во внимание Майдан-2004, остальные мероприятия проводятся скорее как информационный повод: напомнить обществу о существовании и масштабности той или иной политической силы. Да, эффективность протестов в центре городов с перекрытием дорог гораздо выше, чем на свободной площадке где-то на окраине: и зевак больше, и журналистам удобнее.
По мнению некоторых западных политологов, стук шахтерских касок в 1991 году, в том числе на Майдане, выявил беспомощность союзных властей и в конечном итоге привел к распаду СССР. Тогда местом протеста основной массы бастующих были их рабочие места. Когда же место протеста становится местом работы, а «глас народа» сливается с голосом лидера партии, спонтанность собрания действительно становится маловероятной...
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!