Руководство государства неизменно демонстрирует готовность побороть «позор для нации». Этим и ограничивается
Позиции Украины в международных рейтингах по-прежнему не раду¬ют глаз. Соглас¬но исследованию Transparency Inter¬national, по уровню коррупции наше государство заняло 134-е место из 178, набрав 2,4 балла из 10. Несмотря на все обещания новой власти, ситуация кардинально не улучшилась.
Опять «двойка»
Не успели «Репортеры без границ» зафиксировать падение в Украине уровня свободы прессы (131-е место в 2010 году по сравнению с 89-м в 2009-м), как наша страна получила следующую нелестную оценку. На этот раз зарубежные эксперты поделились очередными результатами «замеров» уровня коррупции. Показатель Украины в индексе восприятия коррупции Transparency International оптимизма не внушает: 134-е место из 178. Хотя, стоит отметить, что раньше было еще хуже — в 2009 году наше государство со своими 2,2 баллами занимало 146-е место.
В принципе при желании тому небольшому росту, который продемонстрировал рейтинг Украины по сравнению с предыдущим «отчетным» периодом, можно порадоваться. Правда, отмечают представители международной организации, результат меньше 3 бал¬лов — «позор для нации». Тем более что принципиальным рывком вверх изменение показателей на 2 десятых балла назвать трудно. «Если мы посмотрим на индекс восприятия коррупции, который мы ежегодно готовим, то увидим: Украина страдает от непрозрачных сделок с государственными финансами уже 20 лет», — отмечал недавно региональный координатор Transparency International по Восточной Европе и Центральной Азии Миклош Маршалл, комментируя плоды «антитимошенковского» аудита.
Но даже незначительное улучшение может свидетельствовать о том, что эксперты с уважением относятся к желанию украинских властей побороть извечную проблему. За последнее время как предыдущее, так и нынешнее руководство государства демонстрировало готовность менять ситуацию к лучшему. Вот только нередко демонстрациями эта готовность и ограничивалась.
Отложенные намерения
К числу весомых достижений украинской власти на ниве антикоррупционной борьбы относится ряд свершений. Среди них — принятие пакета тематических законов еще в 2009 го¬ду, создание Национального антикоррупционного комитета и «выделение» специального правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики. При этом, как известно, благородство изначальных намерений было серьезно откорректировано темпами воплощения их в реальность. После того как в марте вступление в силу трех антикоррупционных законов было отложено уже во второй раз (теперь — до 1 января 2011 года), возникли некоторые вопросы относительно последовательности власть имущих.
Заметим, что глава государства уверял: будет сделано все возможное, чтобы после некоторого исправления законы заработали как можно раньше. Но к концу октября воз продолжал оставаться на своем месте, а заседание GRECO — Группы стран Совета Европы против коррупции, — запланированное на 30 ноября, приближается…
Бороться с напастью руководство страны планирует не только в рамках «узкоспециализированного» законодательства. К достижениям антикоррупционного характера сильные страны сей относят как успехи правоохранительных органов, действительно регулярно рапортующих о возбуждении уголовных дел против чиновников, так и свои усилия по части создания «здорового климата» в стране, при котором коррупция себя сама изживет. По этой линии у правительства проходит принятый летом закон о госзакупках (что интересно, спустя несколько месяцев его уже собрались снова либерализовать) и клятвенные обещания дерегулировать все, что только можно. Но с иллюстрированием похвальных намерений реальными делами у властей пока складывается не слишком благополучно.
Ставка на страх
Как и можно было ожидать, новый Президент страны обещает воевать с коррупцией пуще всех прежних правителей. «Я надеюсь, что нам удаст¬ся наконец-то проводить эффективную государственную политику по борьбе с коррупцией, которая сегодня является угрозой национальной без¬опасности нашего государства», — обозначил врага Виктор Янукович в ходе заседания антикоррупционного комитета.
Бороться со взяточничеством и превышением полномочий, по мнению руководства страны, нужно в рамках нацио¬нальной стратегии на 2010—2014 годы, которую только предстоит принять. Предположительно, среди ее приоритетов будет не только адаптация отечественного законодательства к европейским требованиям (особый интерес Запада вызывают моменты, касающие¬ся разрешения проблемы конфликта интересов), но и расширение контроля (в том числе общественности), максимально открытая отчетность (например, в вопросах финансирования политических партий), «замена количественных показателей эффективности качественными» (а это уже касается работы правоохранительных органов) и прочие благие цели.
Но гарантировать успех стратегии не так уж просто: основной помехой на антикоррупционном пути, цитирует «Коммерсант-Украина» проект документа, может послужить «отсутствие на высшем уровне политиче¬ской воли для реализации Национальной антикоррупционной стратегии» — очевидно, основная причина и предыдущих провалов дежурных комплексов благих намерений.
На словах высшее руководство страны готово бороться с коррупцией «каленым железом», как об этом любит говорить Президент. «Бизнес на бюджете никто в государстве делать не будет. И карманы, которые они (коррупционеры. — Прим. Ред.) пошили до пят, мы чикнем», — пообещал Виктор Янукович.
Не менее сурово настроен и глава Правительства. «Каждую неделю задерживается или мэр, или заместитель министра, или руководитель департамента. Один из вечных трех инстинктов — это страх. И он должен работать. Каждый должен понимать, что ответственность наступит», — живописал воспитательный эффект от борьбы с коррупцией Николай Азаров.
Однако для того, чтобы задекларированные усилия приносили плоды, антикоррупционные действия должны быть последовательными и, что немаловажно, неизбирательными. Несмотря на то что вор, безусловно, должен сидеть в тюрьме, «точечными» арестами проблема взяточничества не решается. Для противодействия коррупции необходимо не только принять законы, которые высоко оценит Европа, но и применять их на практике.
Мало Президенту заявить о том, что бизнес должен быть отделен от власти (с приближением местных выборов этот лозунг становится все более модным), — стоит поискать «совместителей», причем при желании можно начать чистку рядов не с глубинки, а с верх¬них эшелонов исполнительной власти — потенциальных источников конфликта интересов там хватает. Сурово наказывать за злоупотребления — недостаточно, следует максимально сократить поле, в котором эти злоупотребления возможны. И дерегуляция, и административная реформа (вкупе с возможным сокращением числа чиновников с тем, чтобы повысить зарплаты счастливо оставшимся) тут будут в помощь…
Для того чтобы переломить ситуацию (а не только брать на испуг нечистых на руку чиновников, обещая воспитать в них чувство страха), власти, кто бы ее ни представлял, необходимо приложить немало усилий. Пропустить через «фильтр» привычную для всех «мутную воду» нужно не только суметь, но и захотеть. А до тех пор — каким бы образцовым ни было отложенное до лучших времен законодательство, рассчитывать на повышение рейтингов с «двоек» до «десяток» всерьез не приходится.
Ксения СОКУЛЬСКАЯ,
«Подробности»
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!