Установление верховенства права в Украине: построение модерного общества
Свое выступление перед студентами Национального университета «Киево-Могилянская академия» посол США в Украине Джон ТЕФФТ посвятил вопросам верховенства права, являющегося основой не только демократии, но и социальной стабильности в стране. Коснулся он и нового Уголовного процессуального кодекса, принятого Верховной Радой. По его мнению, данный документ удовлетворяет европейским нормам и будет способствовать созданию более надежной и справедливой системы уголовного правосудия, основанного на принципе состязательности. «ЗиБ» предлагает вашему вниманию выдержки из выступления.
Верховенство права и демократия
Наш личный интерес в продвижении верховенства права с целью сохранения демократии в Украине связан с тем, что это большая страна с достаточно большой численность населения, которая имеет значительный геополитический вес в центре Европы и на восточной границе Европейского Союза. События нескольких последних месяцев показали, насколько важна для дальнейшего развития демократии в Украине справедливая, независимая и подотчетная система судоустройства. Отсутствие профессиональных независимых судов или даже впечатление, что суды не являются свободными, подрывает доверие к системе правосудия.
Хотя верховенство права не может гарантировать, что не будет коррупции или лидеры движения за гражданские права не станут жертвами насилия, оно может гарантировать последствия для тех, кто нарушает закон. Законы США не помешали бывшему губернатору Иллинойса Роду Благоевичу оказывать давление на бизнес для получения пожертвований, а также попытаться продать назначение на место в Сенате, которое освободилось после того, как Барак Обама стал президентом, но они позволяют нашей системе правосудия приговорить Р.Благоевича к 14 годам тюрьмы за совершенные им преступления. Он — третий губернатор штата Иллинойс за последние несколько десятилетий, признанный виновным в коррупции и приговоренный к тюремному заключению.
«В своем совершенстве человек —
самый благородный из животных,
лишенный же закона
и справедливости он —
самый худший из них».
Аристотель написал это 2300 лет назад, но слова остаются актуальными и в настоящее время. Одна из интерпретаций его высказывания заключается в том, что при отсутствии верховенства права нет и самого по-настоящему цивилизованного общества.
Верховенство права и экономическое развитие
Томас Карозерс писал в своей статье в «Форин ефферз»: «Укрепление верховенства права помогает сдерживать две серьезные проблемы — коррупцию и преступность, которые являются привычными для многих стран с переходной экономикой, озлобляют граждан и осложняют реформаторские усилия».
Невозможно переоценить важность верховенства права для экономического развития. Суды должны справедливо решать споры и защищать контрактные обязательства честно и последовательно, в противном случае предприниматели и иностранные инвесторы будут искать другие рынки, так как они не хотят, чтобы заработанную упорным трудом прибыль украли конкуренты или коррумпированные чиновники.
В Украине отсутствует надежная защита прав физической и интеллектуальной собственности. Поэтому многие образованные граждане стремятся покинуть страну в поисках лучшей жизни. Иностранные компании дважды подумают, прежде чем инвестировать, если имеют альтернативы на более предсказуемых рынках.
Очень важно, чтобы все инициативы в сфере судопроизводства сохраняли и усиливали независимость судебной власти и ее институтов.
Так не должно быть. Украина имеет природные и человеческие ресурсы и возможности для достижения того, чего добились соседи, такие как Польша — единственная из стран ЕС, которая избежала рецессии во время недавнего кризиса. И хотя верховенство права, очевидно, не щит от рецессии, это критически важный элемент для необходимых экономических реформ, которые могут сделать экономику более сильной и устойчивой.
По индексу восприятия коррупции «Трансперенси интернешнл» Украина — №152 из 182. По индексу экономической свободы «Херитидж фаундейшн», наша страна — 163-я из 183, на несколько позиций ниже Беларуси. В глобальном рейтинге конкурентоспособности «Мирового экономического форума» Украина — на 83-м месте из 142. В докладе Всемирного банка о простоте ведения бизнеса Украина занимает 152-ю строчку из 183. Эти организации, которые определяют прогресс экономических реформ и уровень бизнес-климата, отмечают отступление, а не прогресс.
Однако Украина хотя и медленно, но все-таки достигает прогресса в некоторых областях, улучшает нормативно-правовую базу для ведения бизнеса. Принят ряд хороших законов, будем надеяться, что они будут должным образом выполняться и соблюдаться.
Новый Налоговый кодекс, вступивший в силу в прошлом году, и новый Таможенный кодекс, который должен вступить в силу в январе 2013-го, — это два положительных примера таких очень необходимых реформ. Однако эти новые законы будут работать лишь тогда, когда налоговые и таможенные инспекторы будут понимать и уважать закон.
Правовая реформа и вызовы, вставшие перед Украиной
Нет ничего более важного для верховенства права, чем создание сильной, независимой и свободной от коррупции судебной системы. Особая роль здесь принадлежит надежному и справедливому уголовному правосудию. Оно начнется со вступления в действие Уголовного процессуального кодекса, который соответствует европейским нормам. Агентство США по международному развитию (USAID), Министерство юстиции и другие ведомства правительства США тесно сотрудничали с украинской властью, Европейским Союзом и Советом Европы, разрабатывая предложения по согласованию документа с международными стандартами и рекомендациями Венецианской комиссии и Совета Европы.
На серьезные проблемы указывает Европейский суд по правам человека. В 2011 году Украина заняла 3-е место с конца (105 решений против страны). Они выносились за:
- длительное рассмотрение гражданских и уголовных дел (66 случаев);
- нарушение права на свободу и личную неприкосновенность (42);
- нарушение права на справедливое судебное разбирательство (21);
- бесчеловечное или унижающее достоинство обращение (15).
Нужно отметить, что за последние 2 года парламент принял новые законы о государственной службе, бесплатной правовой помощи, а также о борьбе с коррупцией, торговлей людьми и отмыванием денег. Эффективное применение данных актов могло бы помочь Украине решить ряд проблем, упомянутых в докладе Парламентской ассамблеи Совета Европы за 2010 год, среди которых:
- доступ к правосудию;
- повышение способности бюрократической машины осуществлять эффективнее управление;
- предоставление защиты и помощи социально незащищенным слоям населения.
Надеемся, компромиссный закон о выборах (чтобы получить поддержку значительной части оппозиции) поможет проведению свободных и справедливых выборов. Однако, опять же, если он будет правильно выполняться.
Закон «О доступе к публичной информации» также имеет потенциал, со временем он может значительно увеличить прозрачность работы Правительства и, надеюсь, его подотчетность.
В Соединенных Штатах закон о свободе информации является чрезвычайно мощным инструментом для прессы и широкой общественности в борьбе с коррупцией, злоупотреблениями властью. Будет ли закон Украины иметь такой же эффект — зависит от того, насколько решительно общественность будет требовать его соблюдения и как независимая система судоустройства будет добиваться его выполнения.
Реформа судоустройства
Нет никаких сомнений, что закон «О судоустройстве и статусе судей», принятый в июле 2010 года, был шагом вперед, но необходимы существенные изменения для приведения его в соответствие с рекомендациями Венецианской комиссии. В законе закреплено много важных реформ, в том числе справедливая, прозрачная система отбора судей, дисциплинарные процедуры, случайное распределение дел, а также размещение в Интернете дисциплинарных решений и жалоб на неподобающее поведение судей. В сферах, где закон является несовершенным, Президент Виктор Янукович распорядился внести изменения, что будет важным шагом в продвижении судебной реформы в Украине.
К сожалению, некоторые из предложенных поправок к данному закону не способствуют реформированию судебной системы в соответствии с европейскими и международными стандартами. В частности, очень важно, чтобы все инициативы в сфере судопроизводства сохраняли и усиливали независимость судебной власти и ее институтов, особенно Верховного Суда, роль и статус которого, прописанные в новом законе, вызывают особую обеспокоенность Венецианской комиссии и других международных наблюдателей, в том числе Соединенных Штатов.
В течение прошлого года мы работали с Комиссией по укреплению демократии и верховенства права под руководством депутата и бывшего министра юстиции Сергея Головатого над подготовкой соответствующих изменений, которые 20 декабря были направлены в Администрацию Президента. Мы обеспокоены тем, что среди недавно провозглашенных приоритетов в области реформирования судоустройства эти предложения не упоминаются. Надеемся, что Администрация Президента как можно быстрее их рассмотрит и внесет в Верховную Раду. Поправки внедрили бы очень важные улучшения, касающиеся назначений и дисциплинарных процессов, а также восстановили часть полномочий Верховного Суда и его инфраструктуру.
Уголовный процессуальный кодекс
Новый УПК, принятый ВР, получил одобрение Совета Европы и руководства Евросоюза за соответствие европейским стандартам. Радует то, что В.Янукович объявил о намерении направить окончательную редакцию кодекса в Совет Европы для анализа (перед тем как подписать документ). Наше Министерство юстиции работало вместе с представителями украинской власти, поддерживая подготовку этого кодекса.
Он не является совершенным, и я уверен, что непредвиденные проблемы еще «вынырнут» в процессе его внедрения и их необходимо будет исправить. Впрочем, закон создает новую систему уголовного судопроизводства, основанную на принципе состязательности.
Закон в корне меняет систему, в которой доминировало обвинение. Усилена роль адвокатов, а суд является окончательным арбитром в рассматриваемых вопросах. В конечном итоге именно суды отвечают за защиту прав обвиняемых и пострадавших.
Имеет значение и то, что новый кодекс запрещает использовать незаконно полученные показания и расширяет право обвиняемого на доступ к адвокату до допроса и в течение всего процесса.
Новый УПК получил одобрение Совета Европы
и руководства Евросоюза за соответствие европейским стандартам.
Наконец, с целью обеспечения защиты фундаментальных прав человека новый кодекс требует, чтобы его интерпретировали в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод и решениями Европейского суда по правам человека. Это условие является определяющим изменением для любой постсоветской правовой системы.
Новый УПК также дает прокурорам незаменимый инструмент для ликвидации преступных организаций и сговоров — использование соглашений о признании вины. По опыту американских обвинителей, именно за счет использования таких соглашений становится возможным привлечение к уголовной ответственности руководителей преступных организаций.
Однако, чтобы все это заработало, прокуроры и милиция должны действовать по закону, включая и те его предписания, которые могут осложнять их работу. Судьи же должны принуждать соблюдать закон.
Например, подозреваемым и обвиняемым, которых задерживает милиция, нужно будет сообщать об их праве хранить молчание и о праве пригласить адвоката до того, как они начнут отвечать на вопросы милиции. Кодекс составлен таким образом, что взятие под стражу является чрезвычайной, а не самой распространенной мерой пресечения.
Милиция должна будет сразу сообщать семье о местонахождении задержанного лица. Если адвокаты и суды правильно будут исполнять свои роли, станет очень сложно отказать адвокату в доступе к клиенту. Для того чтобы задержать и осудить человека, нужно будет добывать настоящие доказательства путем напряженной следственной работы.
Суды также должны осознать большую ответственность, быть профессиональными, независимыми и подотчетными, а квалифицированные защитники должны играть более динамическую и более агрессивную роль, настаивая, чтобы милиция, обвинители и суды уважали права их клиентов. Закон предусматривает состязательность, открытое слушание судьей. Это возлагает на прокурора обязанность доказать, что нельзя обойтись более мягкими, чем содержание под стражей, средствами для обеспечения явки обвиняемого в суд и законопослушности во время следствия и суда.
Для прокуроров это будет значительной нагрузкой. Особенно тогда, когда речь идет о лицах, обвиняемых в нетяжелых нарушениях закона и не имеющих судимостей. Судья должен вынести обоснованное решение, а период содержания под стражей не может превышать 6 месяцев. Чтобы продлить содержание лица под стражей, прокурору опять нужно доказать, что альтернатива недопустима. Решения о задержании также могут быть немедленно обжалованы.
Чтобы заставить эту систему работать, подозреваемые и обвиняемые должны иметь квалифицированных адвокатов, которые будут заранее продумывать защиту своих клиентов. Если человек не может позволить себе такого адвоката, квалифицированного и независимого защитника должны предоставить бесплатно.
Правительство Украины правильно делает, что работает над улучшением закона об адвокатуре и начинает внедрять в соответствии с принятым в прошлом году законом систему бесплатной юридической помощи.
Изменения в менталитете юристов
Кроме институционных изменений, касающихся влияния судей, прокуроров и адвокатов, должно произойти изменение культуры юристов. Наметился сдвиг, о чем свидетельствует увеличение количества юристов, предоставляющих услуги бесплатно. Ведь есть люди, которые иначе не смогут позволить себе качественные юридические услуги.
Типовые правила профессионального поведения Американской ассоциации юристов призывают «всех адвокатов предоставлять как минимум 50 часов бесплатных услуг ежегодно», поскольку «личное участие в проблемах обездоленных может быть самым полезным опытом в жизни адвоката». Такая работа повышает авторитет юристов и их фирм, предоставляет возможности для изучения новых областей права, а также расширяет личные контакты.
Доступ граждан к правосудию по всей территории Украине остается ограниченным и непоследовательным, но юристы, работая бесплатно, помогают предотвратить незаконное выселение лиц из жилья, неправомерное лишение людей работы или насилие в семье. Правительству США надо вручать награды тем, кто предоставляет бесплатные услуги в течение последних 2 лет.
Вывод
Парафраз цитаты Аристотеля, с которой я начал, принадлежит 34-му президенту США, командующему союзными войсками во время Второй мировой войны Дуайту Дэвиду Эйзенхауэру. Он отметил, что «лучший способ показать, что верховенство права значит для нас в повседневной жизни, — это вспомнить, что происходит, когда верховенство права отсутствует». Всегда помните: «Правовая реформа — спорт не для тех, кто быстро выдыхается». Это слова бывшего председателя Верховного суда штата Нью-Джерси Артура Вандербильта.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 3.68 МБ)
Д.Теффт считает, что для дальнейшего социального, экономического и геополитического развития Украины необходима правовая реформа.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!