КС не разрешил распылять голоса «иностранных» украинцев
До этого года четыре раза состав Верховной Рады полностью или наполовину формировался в мажоритарных округах. А украинцы, которые проживают или временно находятся за рубежом, не могли избрать «своего» представителя в парламент. Решение Конституционного Суда, обнародованное 5 апреля, дает им такой шанс. По крайней мере, теоретически.
Столица — только для киевлян
Конечно же, украинцев за границей никто права голоса не лишал. Для них открывались избирательные участки, на которых развешивали стандартные агитки кандидатов, но отдельный избирательный округ не создавался. Соответственно, результаты их волеизъявления прибавлялись к результатам в столичных округах. И только после перехода на сугубо пропорциональную систему появился отдельный зарубежный округ, но понятно, что это было сделано лишь для наглядности данных.
В новом избирательном законе нардепы не стали изобретать велосипед, но отдельным положением в ст.22 уточнили, что зарубежные избирательные участки создаются при зарубежных дипломатических учреждениях Украины, воинских частях (формированиях), дислоцированных за пределами государства. При этом их равномерно распределяют между всеми одномандатными избирательными округами г.Киева.
Однако 59 народных депутатов поставили под сомнение конституционность такого распределения и обратились с представлением в единственный орган конституционной юрисдикции. По их мнению, таким образом нарушаются принципы равного, свободного избирательного права, не обеспечиваются равные возможности «мажоритарщиков» и одинаковый юридический вес голосов избирателей. Кроме того, искусственно увеличивается количество столичных избирателей, которые в действительности никак не связаны с территориальной общиной Киева, и таким образом искажается волеизъявление собственно самих киевлян.
Можно искать разные причины и подтексты, почему именно в этот раз нардепы засомневались в конституционности такого деления избирателей по округам. Но безусловным остается тот факт, что автоматическое причисление всех зарубежных украинцев к избирателям Киева увеличивало бы количество округов в столице. Например, на последних «смешанных» выборах в Киеве можно было получить 12 мандатов, а для голосования на президентских выборах 2010 года в столице было создано только 10 окружных избирательных комиссий.
Судьи КС, конечно, анализировали не избирательную арифметику, а конституционное право. Поэтому и напомнили законодателю, что «всем избирателям и всем кандидатам в народные депутаты Украины Конституция предоставляет и гарантирует равные правовые возможности для реализации своих избирательных прав». Это, между прочим, было обязательным к исполнению еще с 1998 года, после обнародования решения КС от 26.02.98 №1-рп/98.
Также в мотивировочной части нового решения от 4.04.2012 №7-рп/2012 отмечено, что спорные положения закона «О выборах народных депутатов Украины» от 17.11.2011 №4061-VI «не обеспечивают равных правовых возможностей кандидатов, которые будут баллотироваться в одномандатных избирательных округах в городе Киеве, относительно реализации их права быть избранными, поскольку ограничиваются возможности таких кандидатов формировать свободное волеизъявление избирателей, которые проживают или находятся за рубежом».
Таким образом, констатирует Суд, «равномерное отнесение согласно ч.2 ст.22 закона зарубежных избирательных участков ко всем одномандатным избирательным округам, созданным на территории столицы Украины — города Киева, не обеспечивает равного и свободного избирательного права избирателям, которые проживают или находятся за пределами Украины и которые по существующей пропорционально-мажоритарной избирательной системе реализуют такое право лишь по пропорциональной составляющей смешанной избирательной системы». Поэтому данное положение было признано неконституционным и утратило силу.
«Иностранные» мандаты
По словам «регионала» Дмитрия Шпенова, который отстаивал в КС позицию нардепов, фактическое увеличение почти на 20% количества избирателей в столичных округах также нарушает принцип равного избирательного права. Ведь, по данным госреестра, в столице насчитывается 2,16 млн избирателей, за пределами страны — свыше 438 тыс.
Уже в начале следующей недели Центризбирком должен определиться с округами. Времени, чтобы перекраивать закон, у Верховной Рады фактически нет. Поэтому придется перекраивать округа. В частности, количество мандатов, которые будут распределять в Киеве, по предварительным подсчетам ЦИКа, уменьшится с 16 до 13.
В самом Центризбиркоме решение КС№7-рп/2012 встретили настороженно: заместитель председателя ЦИКа Жанна Усенко-Черная считает, что им вообще фактически отменяется возможность голосования за рубежом по мажоритарным округам и ставится под сомнение легитимность предыдущих выборов по мажоритарным округам. Еще критичнее оценивают заключение КС в оппозиционном лагере. В частности, Арсений Яценюк считает, что таким способом Партия регионов намеревается перекроить округа под себя.
Хотя громкие политические заявления о договоренностях между провластными и оппозиционными партиями не имеют ничего общего с конституционными принципами. Ведь под такой компромисс однажды уже перекроили Конституцию, но ничем хорошим для страны это не закончилось. Тщетными являются и предостережения относительно легитимности предыдущих составов ВР, ведь, как не раз отмечал КС, его акты не имеют обратного действия во времени.
Да и в страсбургском суде не отрицают, что тех избирателей, которые проживают за рубежом, можно лишить активного избирательного права, поскольку они «менее связаны, менее заинтересованы и менее осведомлены в ежедневных внутригосударственных событиях и процессах». И это объективная реальность, потому что, например, в 2010 году на зарубежные участки пришло меньше десятой части внесенных в реестр избирателей. Соответственно, вес голосов киевлян, которые голосовали бы в столичных округах вместе с зарубежными украинцами, был бы более значительным, чем по всей Украине. А такое положение дел равенством не назовешь.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 4.34 МБ)
Материалы по теме
ВР досрочно прекратит полномочия члена ЦИК
16.11.2022
Современные алгоритмы избирательного процесса вызывают у граждан политическую апатию — глава комитета НААУ
в„–5 (1563), 05.02—11.02.2022
Чилийцы проголосовали за молодость и социальное равенство
в„–52 (1558), 25.12—31.12.2021
Кандидатов на выборах от пренебрежения и оскорблений суд будет защищать вне очереди — проект
в„–44 (1550), 30.10—05.11.2021
Лицам с двойным гражданством хотят запретить голосовать - проект
в„–5 (1511), 30.01—05.02.2021
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!