«Непроцессуальные обращения» власть имущих нас не беспокоят»
Так уж сложилось, что должности руководителей в судах по большей части занимают мужчины. Миф о том, что представители сильного пола чаще обладают лидерскими качествами, попыталась развеять председатель Апелляционного суда Ивано-Франковской области — первая женщина на Прикарпатье, возглавившая такое учреждение. Что необходимо для успешного председательства, какие проблемы должен решать руководитель и приходилось ли апелляционной инстанции сталкиваться с «непроцессуальными обращениями» власть имущих — на эти и другие вопросы в интервью «ЗиБ» ответила председатель указанного суда Надежда СТЕФАНИВ.
«Женщина, обладая более гибким умом, чаще способна пойти на компромисс»
— Надежда Степановна, вы уже больше года возглавляете Апелляционный суд Ивано-Франковской области. С какими трудностями пришлось столкнуться в начале председательства?
— Назначение председателем суда я восприняла прежде всего как большую ответственность. В тот период нужно было организовать работу в условиях действия недавно принятого закона «О судоустройстве и статусе судей», который определил новые подходы к управлению судами.
Трудностей было немало, в частности отсутствие единства судебной практики, недостаточный уровень аналитической работы, наличие в производстве местных судов Ивано-Франковской области уголовных дел, во время рассмотрения которых подсудимые долгое время находились под стражей, ненадлежащие условия труда судей и работников аппарата, неудовлетворительные условия содержания подсудимых и задержанных лиц в конвойных помещениях суда. Также в производстве апелляционного суда и местных судов области находилось большое количество дел, связанных с социальными выплатами, требовавших правильного и своевременного решения. Завершение рассмотрения этих дел также стало одной из поставленных задач.
Было понятно, что одновременно преодолеть все трудности невозможно. Поэтому для осмысления проблем, которые я, как председатель учреждения, должна была решить, и определения приоритетов развития апелляционного суда с первых дней пребывания в должности пришлось разработать для себя план действий, который на протяжении года был для меня своеобразным указателем в работе. В нем было несколько направлений деятельности, условно определенных как внешние и внутренние. Каждое из них предусматривало проведение конкретных мероприятий, направленных на решение проблем.
Именно контроль за выполнением каждого пункта плана дал возможность действовать системно, двигаться вперед и справиться с рядом проблем.
— С какими трудностями пришлось столкнуться, решение каких проблем пока отложено на перспективу?
— Удалось успешно завершить апелляционное рассмотрение дел, связанных с социальными выплатами, рассмотрение большого количества уголовных дел, что позволило значительно уменьшить количество лиц, долгое время находившихся под стражей в ожидании приговоров, отремонтировать конвойные помещения, часть залов судебных заседаний, реставрировать мебель, предназначенную для судебных залов, установить в совещательных комнатах компьютерную технику, открыть в суде call-центр, провести внутренний опрос по поводу качества нашей работы. Впервые в Украине между апелляционным судом и Ивано-Франковским следственным изолятором налажена видео-конференц-связь, что позволяет рассматривать уголовные дела без конвоирования лиц, находящихся под стражей. Впрочем, это не только мои достижения как руководителя учреждения, это результат работы коллектива. Без поддержки коллег, понимания и ежедневного труда работников аппарата суда решить эти проблемы было бы трудно. Поэтому, осознавая следующие шаги и задачи, которые еще нужно выполнить, надеюсь и в дальнейшем на поддержку.
Пока не удалось решить проблемы хозяйственного характера: починить крышу, отремонтировать подвальные помещения суда, навести там порядок. Основным препятствием является недостаточное финансирование со стороны государства.
— Насколько мне известно, вы первая на Прикарпатье женщина, возглавившая апелляционный суд. Так уж сложилось, что обычно мужчины занимают руководящие должности. Как думаете, почему женщине сложнее быть председателем?
— Действительно, Ивано-Франковский областной суд (сейчас — Апелляционный суд Ивано-Франковской области) раньше возглавляли только мужчины. Исторически так сложилось, что преимущественно мужчины занимают руководящие должности в судебных учреждениях. Объясняют это (в основном мужчины!) тем, что женщинам слишком трудно совмещать свои обязанности жены, матери с обязанностями руководителя. Однако тенденции на то и существуют, чтобы меняться. В настоящее время постепенно происходят изменения в интересах женщин.
Не думаю, что женщине сложнее быть председателем. Во всяком случае необходимы организаторские способности, лидерские качества. Деятельность руководителя будет успешной только при наличии мотивации достижения успеха, динамизма профессионального роста, на что, безусловно, влияет и стаж работы судьей.
Решительность, надежность, настойчивость, инициативность, требовательность к себе и другим, воля, способность к самоконтролю, умение самостоятельно и своевременно принимать решения в критических ситуациях, брать на себя ответственность — такими качествами должен обладать руководитель суда. И присущи они как мужчинам, так и женщинам. Кроме того, имеет значение такое качество, как оптимизм, а также коммуникативные способности. Женщина, обладая более гибким умом и природной мудростью, чаще способна пойти на компромисс, если это необходимо для дела. Ее сложнее обмануть, женщина проницательна благодаря природной интуиции.
Можно приводить много примеров, опровергающих миф о том, что мужчине легче сделать карьеру и проще справиться с председательством, чем женщине, но все они доказывают только тот факт, что представители обоих полов в равной степени способны добиться высоких результатов. Все зависит от самого человека и его личных качеств.
— Приходилось ли вам обращаться за помощью или советами по поводу руководства к Павлу Гвоздику, который до вас возглавлял Апелляционный суд Ивано-Франковской области, а в настоящее время является председателем Совета судей общих судов?
— Мне довелось работать под началом Павла Александровича, который возглавлял апелляционный суд нашей области, и какое-то время быть его заместителем. Тогда мы приобрели опыт внедрения новых подходов в организации работы, в частности электронного документооборота. Часть совместных планов мне пришлось претворять в жизнь уже после того, как П.Гвоздик перешел на работу в Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел и возглавил Совет судей общих судов.
Понятно, что советы руководителя органа судейского самоуправления и такой неординарной личности, как Павел Александрович, помогают в реализации новых идей.
— Ваш выбор профессии связан с семейными традициями? Когда вы поняли, что готовы быть судьей?
— Выбор профессии не связан с семейными традициями, я выросла в простой, как тогда было принято говорить, рабоче-крестьянской семье. Отец был мастером по изготовлению мебели, мать работала в местном колхозе, была хорошей портнихой и очень образованным человеком, перечитала все книги в сельской библиотеке. Я очень благодарна своим родителям за воспитание. Несмотря на трудности, они сумели вырастить четырех детей, дать всем специальное и высшее образование. Поэтому можно сказать, что я не продолжила, а положила начало семейной традиции: следуя моему примеру, юристами стали трое племянников, а впоследствии и двое моих детей. Считаю, что в таких традициях есть много полезного, общие профессиональные интересы помогают находить выход из разных жизненных ситуаций, объединяют нас и укрепляют семейные узы. К тому же юридическая профессия дает широкие возможности для применения полученных знаний в области права.
Что касается готовности быть судьей, то это появилось со временем. Так, приобретя опыт работы следователем в правоохранительных органах, юрисконсультом, я впервые познакомилась с работой судей, принимая участие в процессах как представитель стороны.
Взвешенность и рассудительность судьи во время процесса воспринимала как пример поведения при решении правовых проблем, как возможность применения на практике полученных знаний из разных областей права. Хотя в то время желание стать судьей казалось мне несбыточной мечтой, осуществление которой стало возможным только после кардинальных изменений в законодательстве в период перестройки и распада СССР. В 1990 году, когда процедуру избрания судей изменили, я, имея необходимый стаж практической работы, успешно сдала квалификационный экзамен, что являлось одним из главных условий для кандидата, и была избрана судьей Калушского райсуда Ивано-Франковской области.
«Небольшое количество членов Совета судей общих судов не способствует повышению эффективности его деятельности»
— В соответствии с новациями закона «О судоустройстве и статусе судей» состав советов судей существенно сократился. Как думаете, повысило ли это эффективность деятельности органов судейского самоуправления?
— Система органов судейского самоуправления в соответствии с требованиями закона «О судоустройстве и статусе судей» имеет особенности структуры, связанные с той или иной юрисдикцией, системой судов. Не секрет, что суды общей юрисдикции являются наиболее многочисленными. Учитывая это обстоятельство, небольшое количество членов Совета судей общих судов (11 человек, представляющих несколько тысяч судей), по моему мнению, не способствует повышению эффективности его деятельности как органа с широкими полномочиями. Поэтому состав совета необходимо расширить.
— Как вы оцениваете обновленную процедуру отбора на судейские должности? Не считаете ли, что путь, который придется преодолевать претендентам, слишком сложен? Принимали ли участие работники вашего учреждения в недавнем конкурсе на занимание вакантных должностей судей?
— Одной из важных составляющих судебной реформы является обновленная процедура отбора на должность судьи. Выполнение этой функции возложено на Высшую квалификационную комиссию судей. Неопровержимым является тот факт, что введение объективного процесса отбора кандидатов на должности судей, который предусматривает учет уровня их профессиональных знаний, морально-этических качеств, способствует утверждению в Украине независимой, подотчетной гражданам и прозрачной судебной системы.
Обновленную процедуру отбора оцениваю положительно. Более того, считаю ее необходимой, логическим продолжением положений закона «О судоустройстве и статусе судей». За короткий срок ВККС разработала и воплотила в жизнь новейший механизм отбора и назначения судей на основе европейских стандартов. Поэтапный отбор создает условия для эффективной проверки теоретических знаний и практических навыков, морально-этических качеств претендентов на должности судей. Работа судьи чрезвычайно ответственна. А значит, путь к этой должности не должен быть слишком простым, хотя цель того стоит.
Процедура первого отбора была новой, выписанной поэтапно, ее введение практически начиналось с чистого листа, поэтому следует отдать должное самоотверженности всех членов ВККС, которые смогли в соответствии с требованиями закона достойно провести такую работу.
Позитивным моментом этого процесса является предоставление возможности каждому, кто хочет надеть мантию, принять участие в отборе, показать уровень своих профессиональных знаний, практические навыки. Однако необходимо усовершенствовать процесс оценки морально-этических качеств претендентов. Нельзя эту процедуру свести только к рассмотрению всех заявлений, жалоб и предположений по поводу возможных отрицательных качеств кандидата. Нужно, чтобы действовала презумпция положительных морально-этических качеств, а проверке должны подлежать только сведения о конкретных поступках, если таковые имели место.
В первой процедуре отбора принимало участие несколько работников апелляционного суда, этап анонимного тестирования прошли только два кандидата, которые затем выдержали и другие испытания. Считаю, что каждый из работников нашего суда, участвовавших в конкурсном отборе, является достойным претендентом. Неудачу на первом этапе связываю только с недостаточностью времени для выполнения тестовых заданий, несовершенством вопросов, поскольку к некоторым из них предлагалось несколько правильных ответов. Исправление этих недостатков даст возможность работникам нашего суда успешно пройти следующий отбор.
— Часто представители третьей ветви власти жалуются на ненадлежащие условия труда. Сталкиваются ли законники с этой проблемой в вашем суде? Довольны ли вы материально-техническим состоянием суда? Если нет, то что хотели бы улучшить?
— Такие жалобы вполне оправданы. Создание надлежащих условий труда — насущная потребность. Она заключается в обеспечении судов элементарными условиями: надлежащим помещением, достаточным финансированием, начиная с отправления корреспонденции и заканчивая оборудованием залов судебных заседаний, совещательных комнат, компьютеризацией рабочего процесса, оплатой труда. Конечно, это будет способствовать эффективному исполнению обязанностей как работниками аппарата суда, так и судьями.
Материально-техническое состояние Апелляционного суда Ивано-Франковской области — на достаточно хорошем уровне по сравнению с другими учреждениями. Штатная численность нашего суда — 180 человек. Судьи и работники аппарата полностью обеспечены необходимой компьютерной техникой, им созданы неплохие условия труда. Хотя последние все-таки необходимо улучшать из-за увеличения фактического количества работников. Апелляционный суд размещен в Доме правосудия, это памятник архитектуры местного значения, которому вскоре будет 100 лет. Понятно, что здание нуждается в проведении большого объема ремонтных работ, чтобы привести его в состояние, пригодное для осуществления правосудия.
Удалось достичь взаимопонимания между судом и органами местной государственной власти и местного самоуправления. Благодаря этому решением Ивано-Франковского областного совета от 30.12.2011 указанное помещение передано на баланс апелляционного суда, что позволит начать процесс привлечения средств для проведения необходимых работ по реконструкции крыши и капитального ремонта подвальных помещений с целью расширения служебных площадей административного назначения, удовлетворения социальных потребностей работников и создания комфортных условий для посетителей суда.
Проблемы есть, и они требуют решения. Так, на протяжении года судейский корпус нашего учреждения пополнился 8 судьями. В связи с этим не хватает служебных помещений, чтобы обеспечить каждого отдельным кабинетом. Нужны средства для реконструкции служебных помещений, приобретения рабочих столов, офисной мебели для помощников судей, обустройства зала судебных заседаний для лиц с ограниченными физическими возможностями, архива суда.
«Проблема качества не может полностью зависеть от оперативности слушания дел»
— Совет судей Украины вместе с Советом судей общих судей теперь проверяет, как соблюдаются права лиц, длительное время содержащихся под стражей. Руководство учреждений, где судьи допустили нарушения, вызывают для дачи объяснений. Как думаете, такие меры будут способствовать положительным сдвигам? Что бы вы предложили для более оперативного рассмотрения дел?
— Совет судей общих судов в этом случае может и должен реагировать на действия законников, потому что это, во-первых, будет способствовать завершению рассмотрения дел, устранению других нарушений, во-вторых, исключит открытие дисциплинарных производств. Таким образом, появится шанс, что в ближайшее время ситуация изменится.
Для более оперативного рассмотрения дел необходимо, чтобы усилия приложили как судьи, председатели судов, которые обязаны должным образом организовать процесс, спланировать его в пределах определенных законом сроков, так и участники судебного разбирательства — прокуроры, защитники. Это дало бы возможность обеспечить доставку подсудимых, присутствие потерпевших и свидетелей, из-за неявки которых, к сожалению, часто судья вынужден откладывать слушание дел, применять привод. Будет способствовать оперативности рассмотрения и внедрение видео-конференц-связи, как это предусмотрено проектом нового УПК. Мы это почувствовали на практике, так как рассматриваем апелляционные жалобы лиц, которым избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, используя систему видео-коференц-связи между нашим судом и Ивано-Франковским следственным изолятором.
Это действительно реальная экономия времени и средств, необходимых для доставки лица в суд. Поэтому, пользуясь случаем, хочу поблагодарить за понимание председателя Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел Леонида Фесенко, руководителя Государственной пенитенциарной службы Александра Лисицкова, поддержавших нашу инновационную идею о внедрении системы видео-конференц-связи, что дало возможность с 16 июня 2011 года ее использовать.
— В Ивано-Франковской области проверки пока не проводились. В вашем регионе нет проблем с соблюдением разумных сроков рассмотрения дел и длительным пребыванием подсудимых под стражей? Сколько всего лиц в области находится под стражей по году или больше, ожидая решения суда?
— В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод каждое лицо имеет право на рассмотрение дела в разумные сроки. Соблюдение сроков рассмотрения уголовных дел, особенно тех, по которым лица содержатся под стражей, является неотъемлемой частью международных стандартов прав и свобод человека.
То, что это серьезная проблема, подтверждают и решения Европейского суда по правам человека, в которых констатируется нарушение Украиной права на свободу и личную неприкосновенность и на рассмотрение дела на протяжении разумного срока. В более чем 200 решениях Суда, или в каждом 4-м, констатировано нарушение ст.6 конвенции (чрезмерно длительное слушание дел в судах).
Проверок у нас не было не потому, что в регионе нет проблем с соблюдением разумных сроков, а, наверное, из-за того, что этот вопрос мы контролируем и решаем. По состоянию на 1.01.2012 под стражей больше года находились 37 человек (24 уголовных дела). По сравнению с предыдущим периодом их количество уменьшилось на 24%.
Соблюдение прав лиц, длительное время содержащихся под стражей, завершение рассмотрения дел стали одними из приоритетных задач руководства апелляционного суда. Это подчеркивается на ежемесячных учебных семинарах судей местных судов, соответствующие вопросы являются предметом рассмотрения на совещаниях председателей местных судов области. Ежеквартально, а с января 2012 года ежемесячно работники суда совместно с сотрудниками Ивано-Франковского СИЗО проводят сверки количества лиц, которые содержатся под стражей свыше 6 месяцев. Проводится анализ рассмотрения таких дел. Полученные данные направляем в ВСС и ССОС.
— Некоторые судьи говорят, что оперативность рассмотрения дел не всегда свидетельствует о качестве, поскольку, пытаясь уложиться во временные рамки, законник может недобросовестно исследовать материалы дела. Что необходимо для того, чтобы было оперативно и качественно? Удается ли вам и вашим коллегам это совмещать?
— Соблюдать сроки рассмотрения, принимать законные и обоснованные решения — обязанность судьи. Так было всегда, поэтому проблема качества не может полностью зависеть от оперативности слушания дел.
Качество рассмотрения снижается тогда, когда объем работы становится непомерным. Определение нормативов нагрузки поможет решить эту проблему. В апелляционном суде она небольшая, сроки рассмотрения дел судьи соблюдают, качество рассмотрения апелляций на приговоры и постановления суда в прошлом году снизилось, но это связано с другими причинами. Анализируя их, в качестве основных можно отметить следующие:
- неправильное применение требований закона при назначении наказания;
- ошибки, допущенные при квалификации действий подсудимых;
- ненадлежащее обоснование выводов суда в определениях.
Над устранением этих ошибок судьи работают, повышение качества работы является первоочередной задачей.
— Как вы относитесь к предложению, чтобы за волокиту несли ответственность не только судьи, которые ее допустили, но и председатели судов?
— В законе не выписаны положения о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителя суда за ненадлежащее исполнение административных обязанностей. Однако к такому предложению я отношусь положительно, потому что председатель должен организовать работу учреждения и осуществлять контроль таким образом, чтобы соблюдались сроки рассмотрения дел. Если организационно-контрольных мер недостаточно, то остается такой рычаг, как подача представления о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, что в большинстве случаев является действенным методом влияния. Если же председатель суда не владеет ситуацией (несоблюдение сроков, волокита), не принимает никаких организационных мер, то это признаки бездействия. Почему бы тогда не предусмотреть возможность его ответственности?
«Попытки влияния на суды связаны с организацией их финансирования»
— Уже больше года судьи живут по новому закону «О судоустройстве и статусе судей». Улучшилась ваша жизнь и жизнь коллег после его принятия или законодатели все же что-то не учли?
— Закон органично вошел в нашу жизнь. Позитивно оцениваю его положения, касающиеся процедуры отбора судей, процесса привлечения к дисциплинарной ответственности, увеличения судейского вознаграждения (это особенно важно для начинающих), определения полномочий собрания судей как органа судейского самоуправления. В то же время закон не содержит положений о социальной защите судей, в частности о выплатах в случае тяжелого заболевания или смерти, обеспечении жильем. Наверное, не совсем правильным является запрещение награждать судью за многолетний и добросовестный труд. Совершенствованию нет пределов, акт не является идеальным и нуждается в изменениях.
— Отразилось ли уменьшение полномочий председателя суда (после принятия закона «О судоустройстве и статусе судей») на объеме вашей работы?
— Председателем суда работаю только в условиях действия закона «О судоустройстве и статусе судей». Несмотря на то что полномочия председателя выписаны в нем общими фразами, это не может повлиять на объем работы руководителя суда, который представляет учреждение как орган государственной власти и должен обеспечить его достойное функционирование, выполнение им особой роли как органа, который действует на основании закона, защищает законные права и интересы граждан и государства.
— Какие резонансные дела были в производстве суда за последние годы?
— В производстве суда за последние годы особо резонансных дел не было. Поступило на апелляционное рассмотрение уголовное дело по обвинению участников организованной преступной группы — должностных лиц банковского учреждения — в присвоении средств в особо крупных размерах.
Могу упомянуть дело по иску главного управления юстиции в интересах гражданина Польши Х. о возвращении ребенка на место постоянного проживания. Решением апелляционного суда иск был удовлетворен. Это дело вспомнила потому, что в настоящее время в производстве Европейского суда находится дело «Х. против Украины», поскольку решение нашего суда до сих пор не исполнено.
— Чтобы судьи не зависели от региональной власти, президент РФ призвал суды сделать публичной практику так называемого телефонного права. Пока так поступают только в Высшем арбитражном суде РФ, причем утверждают, что с момента публикации обращений чиновников по поводу судебных решений количество такого рода телефонных звонков уменьшилось. Как думаете, такие меры были бы эффективными и в отечественных обителях Фемиды? Что бы вы предложили? Как часто судьи Апелляционного суда Ивано-Франковской области сталкиваются с «непроцессуальными обращениями» власть имущих?
— Общество должно воспринимать суды как учреждения, призванные защищать права граждан. Обращаясь в суд, каждый человек должен верить в то, что решение Фемиды, каким бы оно ни было, принято беспристрастно, взвешенно и на основании норм закона. В настоящее время региональная власть не может влиять на процедуры отбора судей и назначения на административные должности. Поэтому «непроцессуальные обращения» власть имущих нас не беспокоят.
— Почему в нашем государстве на третью ветвь власти влияют две другие и можно ли выйти из-под этого влияния?
— Независимость суда является неотъемлемой составляющей правового государства, нормального развития и функционирования любого общества. Основные принципы независимости судебных органов, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН, предусматривают, что каждое государство должно выделять судам соответствующие средства, которые давали бы им возможность должным образом выполнять свои функции. Это касается в первую очередь организационного и материального элементов построения судебной власти. С этой точки зрения попытки влияния на суды могут быть связаны с организацией их финансирования, которое, как правило, осуществляют структуры, подчиненные органам исполнительной власти, или же со спецификой формирования судейского корпуса, поскольку согласно Конституции первый раз на должность судьи назначает Президент, а избирает бессрочно — Верховная Рада. Можно допустить, что кадровые решения в системе судебной власти должны были бы стать прерогативой Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета юстиции или же независимой институции, созданной на их основе.
В то же время судебная ветвь власти, ввиду философии и специфики разделения власти, в системе сдерживаний и противовесов имеет определенное влияние на две другие — законодательную и исполнительную — путем осуществления судопроизводства.
— Были ли в вашей практике случаи давления на судей, поступали ли угрозы в их адрес?
— Случаев давления на судей и угроз в их адрес не было.
— В этом году финансирование общих апелляционных судов значительно увеличилось. Хватит ли этих средств, чтобы забыть о прошлогодних трудностях?
— Действительно, финансирование выросло, но следует учесть, что в основном это связано с введением в действие положения закона о выплате судейского вознаграждения. На проведение же ремонтов, приобретение офисной мебели, марок средств может не хватить. Надеемся на специальный счет, который будет пополняться благодаря поступлениям от судебного сбора. Это поможет решить ряд хозяйственных проблем и вопросы отправления почтовой корреспонденции.
— Как вы себе представляете образ идеального юриста? Соответствует ли ему нынешнее молодое поколение?
— На первом месте должны быть высокие морально-этические качества. Идеальным юристом можно считать того, кто наряду с этим имел бы хорошую подготовку, глубокие знания в области права, постоянно самосовершенствовался.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 4.21 МБ)
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!