КС разрешил чиновникам и парламентариям оставаться акционерами и еще год не декларировать расходы
Можно ли украинскому министру или депутату скупать акции предприятий? Оказывается можно, если осторожно. То есть если не преступать ту грань, за которой акционер превращается в руководителя субъекта хозяйствования. Такова позиция Конституционного Суда.
Корпорация на службе
Служба службой, а кормить себя и семью как-то надо. Да и должности и мандаты не вечны. Вот и приходится нашим политикам и чиновникам обеспечивать свое настоящее и будущее, становясь акционерами различных обществ. Или, наоборот, приобретя корпоративные права, они переходят на госслужбу либо получают депутатский мандат.
И все было чинно-благородно до принятия в прошлом году антикоррупционного закона, который ограничил право чиновников не только входить в состав исполнительных органов АО, но и принимать участие в общих собраниях акционеров. На практике это делало невозможным участие в принятии решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания. То есть чиновник или политик, по сути, временно лишался права распоряжаться своими корпоративными правами. И если, например, его пакет акций составлял 99%, то обладатели оставшегося 1% вполне могли своими решениями разорить собственника-чиновника.
С точки зрения отделения бизнеса от политики вроде бы все логично: сложно всецело отдаваться служению интересам государства, если они не совпадают с личными бизнес-приоритетами. Но с точки зрения Основного Закона, как констатировал КС в своем решении от 13.03.2012 №6-рп/2012, такой запрет вступает в противоречие с принципом равенства всех субъектов права собственности перед законом, а также с нерушимостью права самой частной собственности.
Такой вывод КС, в частности, обосновал положениями ст.319 Гражданского кодекса, согласно которым всем собственникам обеспечиваются равные условия реализации их прав. Исходя из этого, а также ч.1 ст.100 ГК, которая запрещает отдельно передавать другим лицам личное неимущественное право участия в обществе, Суд пришел к выводу, что госслужащие и депутаты «имеют право приобретать акции (доли, паи) хозяйственного общества, управлять им, принимая участие в общих собраниях участников (акционеров), получать дивиденды, информацию о деятельности общества, часть его активов в случае ликвидации общества и т.п.».
Поскольку основой для такого решения послужили нормы кодекса, можно допустить, что при наличии в нем оговорок о возможности ограничения корпоративных прав и/или их обязательном частичном делегировании на период госслужбы третьим лицам подобное требование не рассматривалось бы как «противоправное лишение собственности» в понимании ст.41 Конституции. В конце концов, это может быть обязательным условием приема на государственную службу, которое достаточно указать в профильном законе. Хотя для народных депутатов ввести подобную «несовместимость» с мандатом можно только после внесения изменений в Конституцию.
Кстати, в этом же решении Суд отметил, что не является нарушением Основного Закона установление запрета для представителей власти входить в состав органов управления предприятий и организаций, имеющих целью получение прибыли.
Расходы задним числом
Еще один вопрос, который поставили перед судьями КС народные депутаты, касался правомерности требования отчитываться о своих расходах начиная со второго полугодия прошлого года. В этом случае законодатели невольно нарушили принцип необратимости действия законов во времени. Видимо, из-за небрежного отношения к законотворческой технике.
Оказалось, что в «Переходных положениях» нардепы не согласовали дату введения обязанности декларировать свои расходы, предусмотренную ст.12 закона, и период, за который следует отчитываться. По мнению КС, «поскольку ст.12 Закона вступила в силу с 1 января 2012 года, то и обязанность соответствующих должностных и служебных лиц относительно декларирования своих расходов возникла» с этой же даты.
Кстати, на эту нестыковку обращали внимание еще в ходе обсуждения проекта закона, но большинство не усмотрело в таком временном разрыве никаких противоречий. Как утверждалось, весь закон начнет действовать с 1 июля 2011 года, и в нем уже будет норма, предупреждающая чиновников о необходимости вести учет своих расходов, чтобы в 2012-м выполнить требование об обязательном их декларировании.
В Суде же с таким упреждающим подходом не согласились. Как отмечено в решении, «лица, претендующие на занимание должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и лица, уже занимающие соответствующие должности, должны вносить в декларацию сведения о расходах, осуществленных с 1 января 2012 года по форме, установленной Законом».
Таким образом, оценить, по средствам ли живут наши чиновники и политики, мы сможем не раньше апреля следующего года. А жаль: выборы-то в парламент пройдут уже этой осенью…
Прямая речь
Виталий ПАЦЮК, адвокат, партнер ЮК «КПД Консалтинг»:
— Действующее законодательство считает общее собрание участников (акционеров) субъекта хозяйствования высшим органом управления, и каждый участник общества с ограниченной ответственностью или акционер, независимо от размера принадлежащей ему доли или пакета акций, формально входит в состав органа управления такого общества. До принятия КС решения №6-рп/2012 должностным лицам было запрещено входить в состав любого органа управления предприятия или организации, имеющей целью получение прибыли. Основной идеей было ограничить возможности таких лиц, используя властные полномочия, влиять на успешность своего бизнеса и бизнеса конкурентов. Теперь должностным лицам разрешено управлять предприятиями или организациями, имеющими целью получение прибыли, через участие в их общих собраниях.
Данный закон — не единственный нормативный акт, ограничивающий возможности должностных лиц участвовать в работе органов управления хозяйствующих субъектов. Например, п.6 ч.1 ст.6 закона «О статусе народного депутата Украины» запрещает народному депутату входить в состав руководства, правления или совета предприятия, учреждения, организации, имеющих целью получение прибыли. Встречаются аналогичные ограничения и в законах, регулирующих статус и деятельность других должностных лиц. Таким образом, не исключено, что в дальнейшем КС будет рассматривать дела о конституционности этих положений или они будут изменены законодателем самостоятельно.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 4.21 МБ)
Теперь депутатам все же придется считать потраченные деньги, но отчитываться о расходах — только через год.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!