Сможет ли КС иначе прочитать Конституцию и оставить нардепам «страховку» на выборах?
Ласковое теля двух маток сосет, а умный политик стремится попасть в парламент сразу через два входа. Удастся ли повторить маневр образца 1998 года — зависит от неизменности позиции Конституционного Суда, или от времени, которое понадобится судьям КС на то, чтобы повторить сказанное их предшественниками.
Дважды кандидаты
Как и предсказывал «ЗиБ», части народных избранников не понравилась одна из краеугольных норм нового закона «О выборах народных депутатов Украины» — относительно двойного «кандидатства». Сейчас, как сообщили нашему еженедельнику в пресс-службе КС, на ул. Жилянскую уже поступило представление 51 нардепа, в котором ставится под сомнение, конституционно ли то, что один человек может претендовать на представительский мандат как по избирательному списку, так и по мажоритарному округу. Такая «страховка» предусмотрена ч.5 ст.52 закона.
Соответственно, при подведении итогов народного волеизъявления победители в одномандатных округах должны будут пропустить своих однопартийцев вперед в списке. Ведь идентичные нормы абз.2 ч.10 ст.98 и ч.3 ст.99 закона предусматривают, что «в случае если во время установления результатов выборов Центральная избирательная комиссия обнаружит, что лицо избрано как депутатом по избирательному списку в общегосударственном округе, так и депутатом в одномандатном округе, такое лицо считается избранным депутатом в одномандатном округе, а в списке его фамилия пропускается».
Напомним: впервые смешанная избирательная система была апробирована в 1998 году. Тогда немало известных политиков, возглавлявших списки своих блоков и партий, одновременно баллотировались и в «своем» традиционном округе. Если бы не такая возможность, многие из них в парламент не попали бы, поскольку больше 4% голосов тех, кто участвовал в выборах, тогда набрали 8 политических сил из 30, причем две из них едва преодолели эту границу. Теперь барьер стал на процент выше, да и создавать блоки нельзя, а значит, растет риск не «протащить» партийный список в Верховную Раду. Другое дело — округ, где для победы может хватить нескольких десятков тысяч голосов (вместо миллиона).
В то же время политик без партии — как руль без авто: желание поруководить есть, но последователей маловато. Да и на международной арене должность председатель партии чего-то да стоит. Поэтому в новый закон и был заложен компромисс: хочешь «засветиться» на государственном уровне — регистрируй список, но, чтобы было спокойнее, можешь посоревноваться где-то на родине за народное доверие.
Заведомо неравные
Очевидно, что такая «страховка» не имеет ничего общего с равным избирательным правом. Ведь за отдельных кандидатов будут голосовать дважды, что противоречит ст.71 Конституции. Причем, как отмечал «ЗиБ», это не откровение для народных избранников, голосовавших за новый закон.
В решении КС от 26.02.98 №1-рп/98 отмечалось, что и процедура образца 1998 года нарушала принцип равенства кандидатов. Ведь «двойникам», как отмечается в п.10 решения, «предоставляется больше правовых возможностей в реализации права быть избранным».
Кроме того, анализируя правило пропуска в списках кандидатов, победивших в мажоритарных округах, Суд отметил, что равенство во время выборов обеспечивается также «юридически равным влиянием этих голосов на результаты выборов» (п.13 решения). На этих основаниях КС признал неконституционным и право двойного выдвижения, и саму процедуру распределения мандатов с учетом результатов в мажоритарных округах.
Казалось бы, поскольку Основной Закон остался неизменным, не должно возникнуть никаких сомнений в том, что нормы, признанные неконституционными 14 лет назад, так же нарушают принцип равного избирательного права и сегодня. Причем в новом законе они фактически воспроизведены слово в слово с поправкой на отсутствие блоков в законе 2011 года.
Правда, в 1998-м позиция КС в этой части никак не повлияла на распределение мандатов. Изменения в закон внесли в конце 1997 года, и на момент обнародования решения избирательная кампания была в самом разгаре. Тогда судьи отметили, что в силу принципа необратимости действия во времени их решение не распространяется на правоотношения, уже возникшие на основании неконституционных норм.
До старта очередной избирательной гонки остается не так уже много времени — чуть больше чем полгода. Но этого достаточно, чтобы Суд мог подготовить абсолютно прогнозируемое решение и не допустить повторного избрания законодателей по неконституционным нормам. В конце концов кто не рискует, тот не становится политиком и народным депутатом.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 3.23 МБ)
Попав в парламент по одному мандату, нардепы иногда пользуются далеко не одной карточкой для голосования.
Материалы по теме
ВР досрочно прекратит полномочия члена ЦИК
16.11.2022
Современные алгоритмы избирательного процесса вызывают у граждан политическую апатию — глава комитета НААУ
в„–5 (1563), 05.02—11.02.2022
Чилийцы проголосовали за молодость и социальное равенство
в„–52 (1558), 25.12—31.12.2021
Кандидатов на выборах от пренебрежения и оскорблений суд будет защищать вне очереди — проект
в„–44 (1550), 30.10—05.11.2021
Лицам с двойным гражданством хотят запретить голосовать - проект
в„–5 (1511), 30.01—05.02.2021
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!