Два вице-премьера стали первыми жертвами конституционных пертурбаций
Интрига в общем-то недолгой кабминовской истории напоминала арифметическую задачку: было шесть вице-премьеров (один из них — первый и явно «неприкасаемый»), но согласно решению Конституционного Суда, который вернул старую Конституцию, в Правительстве надо оставить трех.
И хотя в прессе высказывалось немало предположений о том, кто же падет первой жертвой первой же «неточечной» перетруски Кабмина, президентская Администрация решила задачку простым вычитанием. Виктор Янукович перевел Владимира Сивковича заместителем в практически утративший политическую активность Совет нициональной без¬опасности и обороны, а Виктора Слауту сделал своим советником. Лиха беда начало…
Новые реалии
Наблюдатели, тщательно переваривая новость, видимо, еще ощущают «послевкусие» прежних раскладов. После возврата старой Конституции и принятия Верховной Радой нового закона о Кабмине должности в Правительстве уже не выглядят столь привлекательными. И можно поспорить, решая, кто сегодня больше влияет на политические расклады в Украине, советник главы государства, у которого относительно спокойная жизнь и минимум ответственности, а значит, и возможность быть рядом с полновластным руководителем долго, или же вице-премьер (один из…), занимающий продуваемый со всех сторон пост в Правительстве, человек, которому чуть ли не ежечасно приходится отвечать на вызовы нашей малорадостной действительности.
В новых реалиях совершенно ясно и другое: Кабмин с кадровой точки зрения трусили, трусят и будут трусить. Пару лет сия привилегия принадлежала Премьеру. Скажем, при Юлии Тимошенко там случались и семибальные штормы. Теперь совершенно четко проступили контуры нового (а точнее — хорошо забытого старого!) центра влияния и принятия решений. Весьма характерно в этой связи, что глава президентской Администрации Сергей Левочкин первым предупредил обще¬ст¬венность: мол, вот-вот Президент выполнит свою «новоприобретенную» функцию и подпишет указ с конкретными фамилиями увольняемых «вице». Кому же, как не главному чиновнику Администрации, которая и готовит подобные указы и кладет в папку для подписания, знать, чьи фамилии там были с утра! Но до самого вечера страну сотрясали слухи и предположения: кто победит в скрытом противостоянии сразу на нескольких фронтах?
Например, чье влияние сильнее: группы тех, кто уже не первый год и не первый раз верит в либеральное будущее Сергея Тигипко, тех, кто высоко ценит вклад Бориса Колесникова в подготовку к Евро-2012, тех, кто знает, насколько влиятелен Виктор Тихонов в рядах луганских? Видимо, система сдерживаний и противовесов определила арьергард не без помощи той же верхушки Администрации: сегодня в ее стенах в открытую говорят о победе С.Левочкина — по слухам, именно ему удалось опередить по очкам тех, кто хотел отстоять «своих» в Кабмине и существенным образом потеснить набирающего вес Андрея Клюева… В борьбе за мнение самого влиятельного человека страны.
Есть ли «эффект преломления»?
Конечно, частые разговоры о якобы сумасшедшем по напряженности противостоянии внутри «регионов», чаще оказываются следствием своеобразного «эффекта преломления». Отсутствие по-настоящему действенной оппозиции (кто вспомнит, что общественно резонансного предпринимали тот же БЮТ, «Фронт перемен» или кто-то другой в последние, скажем, три месяца?), ведь не исчерпывается же политическая работа подготовкой новых билбордов или клипов, а также относительная стабильность ситуации вызывают у политологов, журналистов, наблюдателей непреодолимое желание искать интриги и коллизии во власти даже в самых безобидных ситуациях. Как говорится, свято место пусто не бывает. И имеем тот самый эффект: вместо реальной оппозиции ее место занимает как бы виртуальный образ, по преимуществу надуманный, сконструированный из общественных стереотипов, психообразов, навеянных ток-шоу, но внедряется этот «чип» внутрь самой же власти. И начинаются поиски противостоящих групп. Желание преломляется в фантазии: дескать, вот ряд зачинщиков интриг, а вот и сами интриги…
С другой стороны, те же «регионы» — настолько огромная структура, что в ней не может не быть реальных противоречий: есть финансово-промышленные группы, их лидеры со своими амбициями, есть региональные образования, желающие протянуть свои «щупальца» еще дальше, есть приближенные к лидеру, а есть оттесненные на обочину, есть те, кто получает доступ к трибуне как минимум по три раза в неделю во всеукраинском телевизионном масштабе, есть, наконец, группа «вновь прибывших» — перебежчиков из других фракций и партий… И всем необходимо найти место во (при) власти, а ведь как нелегко частенько бывает удовлетворить амбиции каждого!..
Есть и явно выраженные «точки напряга»: например, всем памятен небольшой, можно сказать локальный, но яркий конфликт весной прошлого года между тем же В.Тихоновым и близкими к Ринату Ахметову депутатами. Формально повод его вроде бы был далек от политики — футбольное будущее луганской команды «Заря», но словесные «бодания» коснулись и политики…
Сейчас, казалось бы, в футболе все мирно и по-спортивному. Более того, счастливый сценарий с Ев¬ро-2012 — едва ли не самое масштабное (если брать не только внутриполитический, но и, так сказать, международный аспект) достижение региональной команды — вроде бы дает перевес одной из сторон. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд…
Направление главного удара
Какова же кадровая судьба нынешнего Кабмина? Трагедии из сокращения своих коллег в Кабмине не делают. Оставшийся на должно¬сти Борис Колесников заверил, что в выборе тех, на кого указал президентский перст, «никакой интриги нет». Не скажется уменьшение количества руководителей, по его словам, и на качестве работы Правительства, «просто у вице-премьеров прибавится работы… и ответственности», — успокоил он журналистов. В общем, пока что изменения в этом плане вроде бы минимальны, общей стратегии не касаются…
Но сама тенденция позволяет предположить: и нынешний состав Правительства, даже в условиях фактического «переформатирования» политической модели страны, не сможет избежать сезонных потрясений. Тяжелая осень (слава Богу, пока не очень холодная), инфляционные ожидания, постоянно мелькающий на горизонте призрак второй волны кризиса…
Президент дал понять, что только ему (или его Админист¬рации) принадлежит право менять состав Правительства, причем уже не только де-юре, но и де-факто…
Очевидно, что следующий этап кадровых перемен стоит ожидать после местных выборов, точнее по их результатам. Они, выборы, конечно, приобретают совершенно иную окраску, если сравнивать, скажем, с дореформенным периодом. Теперь местной власти в любом случае надо чаще смотреть в сторону Банковой, хотя, с другой стороны, никто не лишал Кабмин права распоряжаться в том числе и бюджетными средствами…
Видимо, президентская команда именно по итогам местных выборов (ближе к ноябрю) будет решать, что же выгоднее делать весной: вновь перетряхивать Правительство или все силы сосредоточить на том направлении, откуда сейчас звучат четкие сигналы прямо противоположного содержания. Продлевать ли жизнь или же поменять его уже весной следующего года…
Представляется, что тут, на этом участке «фронта», и будет направление главного удара. А главное — в политическом смысле это перенесет общество на новый этап задуманного реформирования.
Владимир КАЦМАН
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!