Ликвидировав одних, парламент не задумался, где взять средства для других
Сегодня о реформировании судебной системы говорят все. Одни положительно воспринимают запланированные изменения, а для других они могут стать началом конца. Бьют тревогу военные суды, которые законодатели решили ликвидировать. Однако метод борьбы за выживание служители Фемиды избрали совсем не революционный: в стенах Верховного Суда была проведена международная научно-практическая конференция «Защита прав военнослужащих органами юстиции: международный и отечественный опыт. Военные суды в правовом государстве».
Полезный потенциал
«Военный дух» чувствовался уже при входе в ВС. Привычным предъявлением журналистского удостоверения дело не ограничилось — пришлось почувствовать на себе «преимущества» военной муштры и пройти «через руки» двух металлоискателей.
Организаторы хотели провести масштабное мероприятие, пригласили представителей военных судов, депутатского корпуса, Минюста, СБУ, Генпрокуратуры, российских и белорусских органов юстиции. Но на приглашение откликнулись не все. Например, парламентариев представлял только член Комитета ВР по вопросам правосудия Валерий Бондик. Так что можно сказать, что на этой конференции военные суды остались один на один со своими проблемами.
Напомним: 3 июня этого года парламент принял в первом чтении законопроект о судоустройстве и статусе судей. В «Переходных положениях» документа содержится «разрушительный приговор» для всех военных судов — ликвидация. Даже определен их последний рабочий день — 15 сентября 2010 года.
В.Бондик посоветовал судьям в погонах ко второму чтению проекта подготовить свои предложения и настаивать на том, что военные суды имеют право на существование в системе судоустройства.
Исполняющий обязанности председателя Военной коллегии ВС Николай Пинчук предложил присутствующим проводить конференцию на русском языке, чтобы гостям из соседних стран легче было воспринимать информацию. В своем докладе он, в частности, остановился на аспектах деятельности военных судов в США, Канаде, России, Беларуси. «Франция, которая в 1992 году ликвидировала систему военных судов, через 2 года вернулась к этому, создав ее, ведь гражданские суды не смогли рассматривать дела под грифом «секретно», — отметил Н.Пинчук.
По его словам, в Украине в результате перманентного реформирования судебной системы военным судам оставили только полномочия рассматривать уголовные дела. А имеющийся у этих судов потенциал можно использовать с пользой для других обителей Фемиды.
«Военным судам стоило бы вернуть и рассмотрение гражданских дел, в которых сторонами являются военнослужащие, дела о защите чести, достоинства и об административных правонарушениях. Такое разделение полномочий уменьшило бы нагрузку на суды общей юрисдикции, увеличило — на военные суды. Это бы способствовало более эффективной защите прав людей в погонах», — подчеркнул Н.Пинчук.
Председатель военной коллегии ВС Российской Федерации Владимир Хомчик рассказал об истории военных судов в РФ и их неоценимой роли. По его словам, еще в 1999 г. был принят федеральный закон о военных судах России, который предусматривал преобразование системы Фемиды «со звездочками». «Военные суды из правоохранительных органов превратились в органы защиты прав, интересов военнослужащих и членов их семей, стали гарантом законности вооруженных сил», — отметил В.Хомчик.
Достучаться до власти
Гости из России и Беларуси говорили о необходимости сохранить военные суды. Еще одним авторитетным мнением о нужности этих судов можно считать меморандум постоянного комитета по правам человека Совета Европы. Специалисты указанного органа проанализировали практику Европейского суда по правам человека и сделали вывод, что наличие в странах — участницах Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод военных судов не противоречит обязательствам государств.
В частности, было подчеркнуто, что «укомплектованный военнослужащими суд является независимым и беспристрастным, если судьям, участвующим в рассмотрении дела, обеспечены способ назначения на должность, срок пребывания на ней, наличие гарантий против влияния на суд извне, а судопроизводство осуществляется в общем для всех судов порядке». По мнению собравшихся, именно такие гарантии независимости и непредубежденности предусмотрены действующим украинским законодательством. Ведь в ст.63 закона о судоустройстве отмечается, что «военный судья, кроме осуществления правосудия, не может быть вовлечен в исполнение других обязанностей военной службы».
На конференции отмечалось, что в марте этого года Совет судей военных судов обратился к рабочей группе по вопросам судебной реформы с двумя предложениями: при подготовке концепции судопроизводства предусмотреть и сохранить систему военных судов, а также «возложить на военные суды судебную защиту личного состава миротворческих контингентов Украины, участвующих в международных миротворческих операциях, путем осуществления правосудия в форме уголовного и административного судопроизводства».
В своем «послании» судьи в погонах поставили под сомнение аргументы в пользу прекращения деятельности системы военных судов и указали, какими могут быть последствия «уничтожающего приговора». После «ликвидационной операции» увеличится объем работы районных судов, которые и так перегружены из-за все возрастающего количества уголовных и гражданских дел. Кроме того, судьи вынуждены будут дополнительно изучать новые для них специальные нормативные акты министерств обороны и внутренних дел, СБУ.
Деньги на фельдъегерей
Свои пять копеек вставит и финансовый вопрос. Существуют расчеты, согласно которым нужно сначала дополнительно предусмотреть около 55 млн грн. на надлежащее оборудование местных районных судов (которых свыше 660) в связи с их подготовкой к рассмотрению дел в режиме государственной тайны (это секретные комнаты, секретное делопроизводство с соответствующими работниками, доплаты судьям и другим работникам за секретность, сигнализация, охрана, лицензии на право получения и пересылки секретных документов, затраты на расширение фельдъегерской службы и т.п.).
А затем нужно будет предусмотреть ежегодные расходы в размере около 35 млн грн. на оплату труда в связи с работой судей и других работников этих судов в режиме секретности. Сегодня эти функции выполняют 15 военных судов (77 судей), на полное содержание которых тратится около 20 млн грн.
Как видим, создавать «секретку» заново в других обителях Фемиды будет достаточно проблематично. Поэтому главное — не повторить судьбу Франции: разрушить, а затем по кирпичику отстраивать уничтоженное.
Законотворцам стоило бы разобраться во всех нюансах украинского судоустройства и не делать преждевременных выводов. Конечно, можно «поэкспериментировать» с военными судами. Можно оставить Фемиду без погонов, но не стоит проводить «ликвидационную операцию», не имея плана «Б».
Марина ЗАКАБЛУК
Прямая речь
Николай ПИНЧУК, и.о. председателя военной коллегии ВС:
— Военные суды существуют практически во всех постсоветских странах и камнем преткновения в системе судоустройства не являются. В Украине более 15 лет не стихают дискуссии по поводу ликвидации института военных судов. Можно было бы согласиться с такой постановкой вопроса, если бы военные суды обращали на себя внимание низким качеством работы, коррумпированностью или другими недостатками. Основным аргументом противников существования этих судов является так называемая незначительная нагрузка.
Ликвидация системы военных судов или одного из ее звеньев может привести к нарушению работы судебной системы в отношении решения дел военнослужащих, ограничит их конституционное право на кассационное обжалование и отрицательно скажется на обеспечении гарантий защиты их прав.
Олег ПРИСЯЖНЮК, председатель Совета судей военных судов Украины:
— На данный момент была заявлена одна причина необходимости ликвидации военных судов — Венецианская комиссия не согласна с их существованием. Мы пересмотрели все заключения: нет там такого. Других причин не называют. Когда исследовались все военные суды Европы, Украине не сделали ни одного замечания (это касается независимости, порядка назначения судей).
В первую очередь от ликвидации этих судов пострадают военнослужащие, которые участвуют в миротворческих операциях, — они останутся без защиты. Также никто не задумывается над финансовой стороной этого вопроса. На создание «секретной службы» понадобится 270 млн грн., на ликвидацию судов — 80 млн грн.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!