Оправдывают ли обещанные реформы использованные для их проведения средства?
После того как Конституционный Суд обнародовал свой вердикт об отмене политреформы 2004 года, вся полнота власти оказалась у Президента. На нем же — и вся ответственность за происходящее в стране.
Судя по намерениям, команда Виктора Януковича хочет войти в историю реальными реформами. И это при том, что практически каждая предыдущая команда имела поначалу схожие намерения.
Запад всем поможет!
За кулисами этого решения осталась титаническая работа Министерства ино¬странных дел. По свидетельству информированных источников, команда ми¬нистра Константина Грищенко провела бессонные ночи, пытаясь объяснить Западу: все действия направлены лишь на то, чтобы дать зеленый свет реформам. Да-да, оказывается, политреформу казнили ради новой реформы!
Дескать, претензии коммунистов становятся уже тормозом в развитии страны, коалиция себя не оправ¬дывает, парламент погряз в коррупции, состав Кабмина не всегда оптимален именно из-за торгов... В такой ситуации лишь Президент и его команда способны на качественный скачок в преобразовании страны. Убедить Запад в этом было, наверное, не так уж и легко, но…
Судя по всему, сигналы эти были услышаны, хотя окончательно о выводах Запада по поводу очередных сенсационных событий в Украине судить рано. Пока же вокруг Украины воцарилось «изучающее» молчание. Отдельные эксперты (вроде экс-президента Поль¬ши Александра Квасневского) предпочитают уклончивые формулировки о необходимости соблюдать решение Суда, хотя и критикуют возврат к мало распространенной в Европе президентской форме правления.
Запад осторожен. Впрочем, чего же ожидать от него, после стольких непредсказуемых «шатаний» Украины за последние годы?
Возможно, более четкая его позиция проявится уже после того, как сделает первые реформенные шаги облеченный новыми-старыми полномочиями глава государства?
Не в рычагах счастье!
В чем же суть реформ, по В.Януковичу? Это вопрос вопросов, но ответить на него пока что сложно. И уж точно — не в рамках этих скромных размышлений. Это примерно то же, что и в случае с писателем Константином Паустовским, который точно не мог ответить на вопрос: «Что такое счастье?», но придумал мудрую и красивую формулировку: «Даже маленькую зернинку счастья человек не может не заметить…» Так и с реформами: если бы что-то подобное в стране произошло, люди давно бы почувствовали…
Но начинаются реформы в принципе с того же, с чего их начинали и предшественники: сосредоточения в руках одного человека всего того, что можно назвать условным термином «административно-кадровый рычаг». Ведь именно в кадрах и влия¬нии на их расстановку власть по-прежнему видит основной смысл своей работы, пик совершенства. В представлении большинства (не того, что в Раде, а того, что сегодня взяло на себя всю полноту ответственности за страну) судьба реформ напрямую зависит от того, кто будет назначать ставленников в регионах, формировать силовой блок или увольнять министров. Так ли это? Вернее, только ли в этом реальный путь к реальным реформам?
Сложно ответить однозначно. Наверное, в условиях постсоветского общества нужны эффективные, сильные менеджеры, чтобы претворять в жизнь непопулярные решения.
Так, некоторые россий¬ские СМИ отмечают, что теперь В.Янукович будет пытаться построить вертикаль власти, действуя как Владимир Путин в начале 2000-х. И это, по мнению экспертов, должно насторожить ¬финансово-промышленные группы, поддержавшие ¬В.Януковича на выборах. Ведь с усилением и укреплением президентской власти возможно дистанцирование главы государства от крупного бизнеса, считавшего, что сможет влиять на принимаемые решения. Тем более что российский сценарий десятилетней давности предусматривал показательные процессы над олигархами.
Есть аналоги и на Западе, особенно если присмотреться к постсоциалистиче¬ским странам. Но там реформаторы пользовались практически неограниченным доверием электората. У нас же сейчас люди склонны к общественному инфантилизму, равнодушию к политике. Такое бывало (после перестройки) и бывает (после Майдана). Поэтому у нас проблемами коммунального хозяйства интересуются раз в 10 больше, чем реформированием Конституции. Насколько люди «остыли» к процессам — мы увидим уже в конце нынешнего месяца, на местных выборах. Кстати, и они теперь приобретают несколько иное «послевкусие»…
В.Янукович пообещал и референдум, и Конституционную ассамблею. Помнится, у Леонида Кучмы тоже была такая идея. Но в период его правления толком так ничего и не было прописано в законах — когда и как ее, ассамблею, собирать, кого в нее выбирать, по какому регламенту вести работу...
Только время может показать, на пользу или во вред демократии пойдет отмена закона «четыре двойки». Для реальных реформ или просто для кадровых пертурбаций команда власти затеяла публичную казнь политреформы 2004 года. Но времени отпущено немного: летаргия общества не бесконечна…
Владимир КАЦМАН
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!