На счет влияет не опыт, а месторасположение фирмы и размер предприятия-клиента
Не только клиенты юридических компаний, но и сами эти фирмы хотят знать, чем долж¬на определяться стоимость их услуг, как она должна формироваться. Но парадокс в том, что далеко не всегда юркомпании в состоянии четко объяснить, из каких соображений, на основании каких критериев устанавливается цена на услуги для того или иного клиента.
А главное, нередко в одних и тех же компаниях за одну и ту же работу при расчете стоимости услуг для разных клиентов используются разные ставки.
Унификация по ставкам
Доклад о реальных ставках, используемых юристами в США, был подготовлен американскими компаниями CT TyMetrix и Corporate Executive Board. Первая занимается аудитом выставляемых юридическими фирмами счетов, а вторая — исследованиями и составлением рейтингов компаний в различных отраслях, а также экономическим анализом.
По сути, доклад — это краткое изложение результатов исследования о механизмах ценообразования в сфере юридических услуг в США. Для составления данного документа авторы попросили 36 крупных корпоративных клиентов юрфирм Соединенных Штатов предоставить реальные счета, чтобы узнать фактические ставки. Исследователей интересовали лишь цифры, поэтому названия компаний не приводятся.
Зато известно, что фирмы, счетами которых заинтересовались те, кто готовил доклад, представляли 51 крупный город, 12 отраслей (от энергетики, индустрии развлечений и финансов до здравоохранения, строительства, фармацевтики и страхования). Размер компаний, счета которых изучались при подготовке этого документа, также был самым разным: от 1 человека в штате до почти 2000 со¬трудников.
Собрав счета, выставленные за работу почти 90 тыс. юристов из более чем 3,5 тыс. фирм за период с 2007 по 2009 год (то есть счета почти на $4 млрд), авторы исследования проанализировали их, причем обращали внимание на следующие моменты:
l каковы реальные ставки, по которым выставляют счета корпоративным клиентам юрфирмы, с учетом их месторасположения, степени завершенности проекта, объ¬ема работы и области права, а также уровня работающих над проектом специалистов (партнер, юрист или стажер) и их опыта работы;
l сколько времени в действительности занимает у юриста решение того или иного вопроса;
l какие тенденции наблюдаются в ценообразовании в юридической сфере, в частности рост ставок за послед¬ние годы.
Консультации без скидок
К каким же выводам в ходе своей работы пришли исследователи?
Во-первых, ставки перекрывают инфляцию даже у начинающих юристов. Так, оказалось, что рост ставок, несмотря на кризис, превысил инфляцию, а статус партнера, независимо от его опыта, в среднем добавляет к счету за консультацию $100 за час работы.
Больше всего исследователей поразил тот факт, что в подавляющем большинстве случаев за одну и ту же работу разным компаниям выставляют счета по разным ставкам. Так поступают 85% фирм. То есть на счет в первую очередь влияет не опыт работающих над проектом специалистов, а месторасположение самой юрфирмы и размер компании-клиента.
И здесь не помогает даже контроль юристов-инхаусов, работающих в неюридических организациях. Как показало исследование, они одобряют 3/4 всех счетов, выставля¬емых юрфирмами.
Крупные клиенты, что бы им ни обещали, не получают никаких скидок за оптовые заказы. Из отчета следует, что компании, которые в общей сложности потратили на услуги определенной юридической фирмы до $500 тыс., оплачивали услуги последней в среднем по ставке $255 в час.
Однако те компании, счета которых составили от $5 млн до $10 млн, несмотря на предлагаемые им скидки и выгодные условия, в среднем платили почти вдвое больше — по $477 в час.
Спор с госорганами дорогого стоит
Несмотря на кризис, юрфирмы не только не снизили цены на свои услуги, но даже подняли их, чтобы хоть как-то компенсировать потери. Больше всего пострадала от кризиса практика слияний и поглощений. Как ни странно, именно цена на услуги специалистов в этой области выросла больше всего — на рекордные 19%. Теперь те, кто занимается этим, получают в среднем $560 за час своей работы.
В целом возросли ставки помощников юристов и партнеров, которые всегда (скрыто или нет) закладываются в счета за услуги.
18% законников в период с 2007 по 2009 г. подняли свои ставки более чем на $100 в час.
Дотошные исследователи также посчитали, что за по¬следние 10 лет цены на большинство услуг юрфирм выросли на 40%. При этом в среднем один час работы такой компании стоит сегодня на 65% дороже, чем 10 лет назад. Стоимость работы партнера фирмы — в среднем $500 в час.
Привлекли внимание исследователей также ставки юристов-рекордсменов, которые смогли продать свои услуги по небывало высоким ставкам. Так, некоторые законники, работающие в области отношений с госорганами, берут за свою работу почти $750 в час. В докладе подчеркивается, что некоторые новички в первый же год своей практики берут за представление интересов своих клиентов в судах почти $650 в час.
Авторы доклада также заметили, что традиционные центры деятельности, такие как Нью-Йорк, Чикаго и Лос-Анджелес, уступили свои позиции новым лидерам — Далласу, Атланте и Ричмонду. По крайней мере если судить по темпам роста стоимости их услуг. Если в первом случае ставки выросли в среднем лишь на 14%, то в новых центрах они поднялись почти на 21%.
Елена ГОЛОТЕНКО,
по материалам American Lawyer Daily
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!