ВР будет назначать судей на админдолжности, а профильный комитет — проверять деятельность претендентов на избрание бессрочно
Парламент принял закон, который «уменьшает решающее влияние Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей» в вопросах избрания обладателей мантий бессрочно, назначения их на административные должности и освобождения от них. Теперь эти вопросы возьмут под контроль сами нардепы.
Высокие цели
23 февраля Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно отдельных вопросов судоустройства и статуса судей)». Акт, по мнению его авторов — Олега Махницкого, Анжелики Лабунской, Павла Петренко и Андрея Пышного, «повысит уровень независимости судей и судебной ветви власти в целом».
«Законопроектом предлагается привести в соответствие с Конституцией законодательство о судоустройстве и статусе судей и соответствующие нормы закона «О Регламенте Верховной Рады Украины», — представил документ на заседании ВР О.Махницкий. В частности, в соответствии с изменениями, внесенными в закон «О судоустройстве и статусе судей», председателей местных, апелляционных и высших специализированных судов, их заместителей будет назначать и увольнять не ВСЮ, как было раньше, а парламент по представлению соответствующего совета судей.
Кстати, Европейская комиссия «За демократию через право», выразившая свои замечания и предложения к закону «О судоустройстве и статусе судей», в п.19 заключения от 18.10.2010 отмечала: «Тот факт, что осуществление назначения и освобождения от должностей председателей судов и их заместителей предоставляется отдельному органу, может быть приемлемым при условии, что этот орган защищен от политического влияния».
Напомним: в законе «О судоустройстве Украины» от 7.02.2002 было записано, что председатель суда и его заместители назначаются на должности и освобождаются от них Президентом. Однако в мае 2007 года Конституционный Суд признал эту норму не отвечающей Основному Закону. В связи с этим админпортфели начал раздавать Совет судей. Затем, когда был принят закон «О судоустройстве и статусе судей», эти полномочия перешли ко ВСЮ.
«Законодательные изменения, которые осуществлялись в последние годы в сфере судоустройства и статуса судей, привели к искусственному и неоправданному увеличению полномочий ВСЮ и ВККС. Несмотря на то что эти органы формально не отнесены ни к одной из ветвей власти, в отличие от ВР, им предоставлены неоправданно широкие полномочия в вопросе формирования судейского корпуса, тем самым создана реальная угроза независимости судов. При таких обстоятельствах нарушается баланс ветвей власти в Украине и эффективность государственного механизма в целом», — поясняют авторы закона предложенные нововведения.
Решение комитета
Произойдут изменения и в порядке избрания служителей Фемиды бессрочно. Так, до внесения корректив ВР на основании и в пределах представления ВККС принимала соответствующие решения без заключения парламентских комитетов и каких-либо проверок. К тому же, если кандидат на должность судьи бессрочно не получал необходимую поддержку со стороны нардепов, голосование проводилось снова.
Напомним, что в п.63 заключения Венецианской комиссии от 18.10.2010 отмечалось: «Вопрос об избрании кандидата на должность судьи бессрочно рассматривается на пленарном заседании Верховной Рады без заключения комитета ВР и каких-либо проверок. Это положение безусловно направлено на уменьшение участия ВР в порядке избрания судьи бессрочно. Следовательно, это положение усиливает независимость судей и поэтому приветствуется».
Теперь ситуация изменится. После того как ВККС предоставит бессрочный «пропуск» тому или иному обладателю мантии, его кандидатура будет рассматриваться на заседании Комитета ВР по вопросам верховенства права и правосудия. Последний будет готовить соответствующее заключение.
В соответствии с внесенными в закон «О судоустройстве и статусе судей» изменениями, парламент сможет не только проголосовать за избрание претендента бессрочно, но и отказать ему в праве в дальнейшем осуществлять правосудие.
Регламентные коррективы
Не обошлось без внесения изменений и в закон «О Регламенте Верховной Рады Украины». Так, вместе с представлением председателя ВККС парламенту должны предоставить судейское досье. Перечень документов включает, в частности:
• копию паспорта обладателя мантии;
• анкету, где содержится информация о нем;
• декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год.
В целом — 8 документов, предусмотренных ст.75 закона «О судоустройстве и статусе судей».
Отныне каждый нардеп имеет право задавать вопросы претенденту на избрание бессрочно, выражать свое мнение относительно кандидатуры. Если есть замечания по поводу предыдущей работы судьи, то голосование проводиться не будет.
Повторное рассмотрение представления будет осуществляться при условии дополнительной проверки. «В законе учтено замечание Венецианской комиссии о том, чтобы не было влияния нардепов в зале во время решения этого вопроса. Если комитет уже проверил соответствующие жалобы и они не подтвердились, второй раз в сессионном зале вопрос ставится на голосование сразу», — подчеркнул О.Махницкий.
Так, в новой редакции ст.214 закона «О Регламенте Верховной Рады Украины» отмечается: если сообщенные народными депутатами факты на пленарном заседании парламента не нашли подтверждения, рассмотрение такой кандидатуры проводится без обсуждения.
Без заключения — никуда
Появились в парламентских правилах и три новые статьи, касающиеся того, как Комитет ВР по вопросам верховенства права и правосудия должен рассматривать вопрос об избрании служителей Фемиды бессрочно. «Теперь профильный комитет ВР будет рассматривать, как было согласно Конституции 2004 года, кандидатуру каждого судьи. Должна быть предоставлена вся информация об отмененных решениях по делам, о нарушении судейской этики», — отметил на пленарном заседании 23 февраля нардеп Сергей Соболев.
Так, парламентскому подразделению вернули полномочия проверять соблюдение кандидатом на избрание на должность судьи бессрочно требований ст.127 Конституции и ст.53 закона «О судоустройстве и статусе судей», а также обращения граждан, общественных организаций, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, органов государственной власти и органов местного самоуправления относительно деятельности обладателя мантии. Если же упомянутые обращения потребуют дополнительной проверки, комитет направит их в ВККС, ВСЮ или ССУ.
Комитетчики должны рассмотреть представление ВККС в течение месяца со дня его поступления. Если же возникнет необходимость проверить факты, которые не позволяют принять решение, этот срок может быть продлен не более чем на 2 месяца.
Претендент обязательно должен прийти на заседание комитета, ведь без его участия вопрос не будет рассматриваться. «Допрашивать» каждого кандидата станут отдельно. Вопросы судьям могут задавать как члены комитета, так и приглашенные. И еще одно: решение парламентского органа относительно того или иного лица — обязательное. Без соответствующего заключения парламент не может рассматривать «бессрочные» вопросы на пленарном заседании.
Кстати, изменениями в законамы установлено: не только ВР не может обойтись без решений комитетчиков, но и ВСЮ. «Решения по вопросам, отнесенным к компетенции Высшего совета юстиции, принимаются при наличии предварительных заключений соответствующего комитета ВР, которые являются обязательными» — такая новая норма появилась в законе «О Высшем совете юстиции».
«Принятие данного закона и его последующая реализация будут способствовать повышению уровня независимости судебной власти, укреплению ее авторитета в обществе, обеспечению права каждого на судебную защиту независимым и беспристрастным судом», — делают вывод авторы документа. Как к этим нововведениям отнесутся европейские институции и не потребуют ли все же учесть предыдущие рекомендации Венецианской комиссии о том, как сделать невозможным политическое влияние, покажет время.
Опрос «ЗБ»
Каким образом внесенные парламентом изменения в закон «О судоустройстве и статусе судей» могут усилить гарантии независимости судей?
НАТАЛЬЯ АГАФОНОВА, фракция ПП «УДАР»:
— Мы сейчас принимаем законы с целью приведения их в соответствие с Конституцией 2004 года. Понятно, что в ней самой есть нормы, требующие доработки и усовершенствования. Следующим этапом будет конституционная реформа, в ходе которой в акт высшей юридической силы будут внесены изменения, таким образом, в дальнейшем будут внесены изменения и в закон «О судоустройстве и статусе судей». Думаю, что эти изменения, насколько это возможно, усилят гарантии независимости судей.
ПЕТР СИМОНЕНКО, фракция КПУ:
— Мне кажется, вопрос сейчас в другом — в том, чтобы вся система гарантировала все степени независимости для всех существующих в ней структур. Я имею в виду и судебную ветвь власти, и правоохранительные органы.
Думаю, попытка назначения судей через парламент была сделана только с одной целью: те, кто считает, что законным путем пришли к власти, сейчас пытаются легитимизировать свое право на то, чтобы всю эту систему власти немедленно подчинить своим интересам. Скорее всего, через полгода вместо тех обвинений, которые звучали раньше (о том, что судебная ветвь власти обслуживает режим), будут звучать такие же, только в них будут фигурировать другие фамилии.
НИКОЛАЙ КАТЕРИНЧУК, фракция ВО «Батьківщина»:
— Дело в том, что мы вернулись к Конституции, и это конституционная норма. И вопрос усиления гарантий судейской независимости будет рассматриваться уже в совсем иной плоскости. Думаю, со временем мы все равно придем к системе, когда парламент не будет влиять на избрание судей. Это требование Венецианской комиссии, и оно будет учтено. И вообще мы сейчас только входим в систему судебной реформы, которая будет четко соответствовать европейским стандартам и требованиям Венецианской комиссии. Так что можно сказать, что это временный шаг в связи с изменением Конституции.
ВАДИМ КОЛЕСНИЧЕНКО, фракция ПР:
— Трудно комментировать решения парламента, голосующего неконституционным способом, когда половина депутатов работают в условиях, когда члены их семей являются заложниками, которых избивают, в которых стреляют. Поэтому сложно говорить о законности принятия этого закона.
При этом отмечу, что европейцы раньше категорически требовали, чтобы судьи были неподконтрольны парламенту, чтобы они вообще были независимы от власти, а в настоящий момент судьи опять станут объектом вымогательства, взяток, вкусовщины, личной мести, и, естественно, их независимость от этого только уменьшится. Это противоречит европейским требованиям, и даже странно, что европейское сообщество молчит.
ВИКТОР ШВЕЦ, фракция ВО «Батьківщина»:
— Принимая этот закон, мы исходили из того, что должны сейчас вернуться к процедуре назначения судей, существовавшей до того, как была начата так называемая судебная реформа. Эта процедура более эффективна и объективна с точки зрения проверки тех кандидатов, которых рекомендуют на должности судей. После предварительной проверки — через квалификационные комиссии, ВСЮ — процедура продолжается в профильном комитете ВР, где народные депутаты с участием общественности, журналистов могут обсуждать соответствующую кандидатуру. Данная процедура носит публичный характер. После этого кандидатура вносится или не вносится в парламент. Если она вносится, окончательно решение принимает ВР. Фактически речь идет о том, что этих судей назначает украинский народ. Потому что Верховная Рада — это люди, уполномоченные украинским народом принимать решения.
Таким образом, мы считаем, что это расширение возможностей для качественного отбора кадров на судейские должности, и оно будет способствовать тому, что в Украине восстановится доверие людей к правосудию. И возможно, в ближайшее время мы станем свидетелями того, что правосудие в Украине будет соответствовать хотя бы элементарным требованиям, существующим в ЕС и развитых странах мира.
То, что происходило после так называемой судебной реформы, нас не удовлетворяло. Потому что назначение судей носило абсолютно коррумпированный кулуарный характер и «качество» назначенных служителей Фемиды было очень низким. Поэтому мы для начала вернули более взвешенную процедуру назначения судей. Второй шаг — внесение системных изменений в Конституцию, в том числе соответствующие изменения будут внесены и в раздел «Правосудие». Дело в том, что сейчас у нас не очень много возможностей для того, чтобы изменить ситуацию с правосудием, поскольку мы должны придерживаться основ Конституции.
ДМИТРИЙ ШПЕНОВ, фракция ПР:
— Насколько вы помните, одним из главных требований европейцев было максимальное устранение парламента от каких-либо назначений или какого-либо вмешательства в деятельность судов, но сегодня эту реформу отменили... Тем не менее у нас в комитете есть 4 законопроекта на эту тему, и, я думаю, в ближайшее время появится еще несколько, с помощью которых мы, надеюсь, найдем компромисс. Потому что я чувствую, что сегодня в парламенте опять появился здравый смысл и революционная целесообразность отходит на второй план. Есть все-таки нормы законов, Конституции, которые действуют, и, надеюсь, мы будем идти законным путем.
Уверен, что возврат к прежнему закону «О судоустройстве и статусе судей», который много критиковали как европейское сообщество, так и наши судьи и граждане, не является выходом из ситуации. Лично я также не считаю, что закон, к которому мы вернулись, является идеальным. Я его тоже критиковал и не уверен, что он будет способствовать независимости судей. Исходя из этого, считаю, что в ближайшее время появится совершенно новый закон.
Нардепы вернутся к старой традиции: на заседании комитета Верховной Рады будут общаться с каждым судьей, который будет претендовать на занимание должности бессрочно.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!