Парламенту приходится заимствовать западные правовые идеи, до которых украинское общество еще не дозрело
Тернистый путь
Во времена Киевской Руси украинская культура была ориентирована на восточноевропейскую цивилизацию (византийскую). Происходила рецепция византийского права, которое на то время уже испытало значительное влияние римского права. Это дает нам основания говорить о непрямой рецепции римского права тогдашней украинской правовой системой.
Постепенно приблизившись к западноевропейской цивилизации, украинская культура в результате монголо-татарского ига на много веков от нее отстала. Однако и до этого Русь не была целостной, она состояла из более чем 30 больших и малых государственных образований — княжеств, непрочно связанных военно-политическими договорными отношениями. Следовательно, в условиях отсутствия политического единства и междоусобных конфликтов на украинских землях не было единой правовой системы.
Монголо-татарское иго замедлило развитие украинского права, отбросив Русь на несколько столетий назад. Процессы создания национальной правовой системы, централизации земель законсервировались.
Однако даже в таких условиях украинская государственность сохранялась в виде Галицко-Волынского княжества. Возвращением к европейской культуре стало вхождение украинских земель в Великое княжество Литовское.
Значительное влияние на развитие отечественного права сыграло пребывание украинских земель в составе Речи Посполитой. Затем в результате трех делений последней (1772, 1793, 1795 гг.) Российская империя — правопреемница Московского царства, возникшего в XVI в. в процессе распада Золотой Орды, — захватила Правобережную Украину (Киевское, Брацлавское, Волынское и Подольское воеводства). И украинская культура начала ориентироваться на евразийскую цивилизацию.
Значительное влияние на украинскую правовую систему оказала общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, сложившаяся в конце ХV — первой половине XVI вв. Но гетман Иван Мазепа, часть старшины, казаков и вся Запорожская Сечь перешли на сторону шведов. Их обвинили в измене, и по приказу Петра І 25 мая 1709 г. Запорожская Сечь была разрушена. Начался период распространения и утверждения российской власти (ХVІІІ в.) и, соответственно, российского права.
К изоляции от европейской культуры привело и господство в Украине социалистического права (времена Советского Союза).
Трудности дня сегодняшнего
После принятия Верховной Радой Декларации о государственном суверенитете Украины (1990 г.) и Акта провозглашения независимости Украины (1991 г.) наше государство, сохраняя достижения прошлого, начало выстраивать новую национальную правовую систему, ориентированную на заимствование мирового правового опыта. Приблизившись к романо-германской правовой семье (страны континентальной Европы), украинская национальная правовая система смело заимствует элементы англосаксонского права (Великобритания, США), в то же время сохраняя элементы социалистического права, что дает основания утверждать: в Украине действует постсоциалистическая правовая система переходного типа.
Используя самые значительные достижения разных национальных правовых систем, Украина на пути построения демократического, социального, правового государства европейского типа вынуждена проходить многовековой европейский путь развития за несколько десятков лет. Не переписыванием норм права, а высоким уровнем правовой культуры и правового сознания, которые воспитываются постепенно, передаются из поколения в поколение, достигается уровень европейской культуры. Верховной Раде в процессе реформирования украинского законодательства придется заимствовать западные правовые идеи, до которых украинское общество еще не дозрело и поэтому воспринимает их крайне осторожно, а порой и враждебно.
Заимствуя правовые идеи демократического мира, молодое Украинское государство, в котором много лет отсутствовали ответственность и консенсус власти, высокий уровень правовой культуры и правового сознания граждан, вынуждено лишь формально перенимать европейский правовой опыт, без предоставления обществу реальной возможности извлекать из этого пользу.
Например, в 1996 г. украинский Основной Закон признан мировым сообществом лучшей социально - ориентированной конституцией. Раздел ІІ почти повторяет положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Однако отдельные положения отечественного акта высшей юридической силы не действуют, сложны для выполнения и порой даже утопичны.
В таких условиях «правовым воспитателем общества» становятся суды, которые, выполняя функции защиты интересов человека и гражданина, общества и государства, в пределах полномочий, определенных законами Украины, обеспечивают экономическую, политическую, социальную стабильность, безопасность и согласие.
Поддерживая государство…
Украина является молодым государством, которое находится в состоянии активного политико-правового развития. Об этом в первую очередь свидетельствуют изменения формы правления.
Так, начиная с 16.07.90 (даты принятия Декларации о государственном суверенитете Украины, по которой «государственная власть в республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную», а должность Президента отсутствует) до 1.12.91 (даты избрания первым Президентом Леонида Кравчука) Украина 1 год и 5 месяцев существовала как парламентская республика.
Институт Президента в нашей стране юридически был введен законом УССР «Об основании поста Президента Украинской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Украинской ССР» от 5.07.91 №1293-XII. Предусматривалось, что до вступления главы государства в должность предоставленные ему данным законом полномочия осуществляют те же органы и должностные лица, которые до этого их осуществляли.
Следующим шагом стал указ Президента «О руководстве Кабинетом Министров Украины» от 27.09.93 №383/93. Согласно ему в связи с принятием Верховной Радой постановлений от 21.09.93 «О Правительстве Украины» и «О поручениях Правительству Украины» (направленных на усиление руководства всеми структурами исполнительной власти в центре и на местах, оперативное решение задач экономических реформ, утверждение рыночных отношений, достижение стабильности во всех сферах общественной жизни), было постановлено, что в соответствии с ч.1 ст.1141, пп.31 и 4 ст.1145, ч.1 ст.117 Конституции 1978 г. Президент должен осуществлять непосредственное руководство Кабинетом Министров. Фактически с этого момента гарант взял на себя полномочия главы исполнительной власти, что приблизило Украину к президентской республике.
Однако де-юре на протяжении почти 4 лет, с 1.12.91 по 8.06.95 — даты заключения Конституционного договора об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции,Украина была парламентско-президентской республикой. По Конституционному договору (действовал до 28.06.1996), а затем по Основному Закону (с 28.06.96 по 1.01.2006), наше государство было президентско-парламентской республикой.
С 1.01.2006 (когда вступили в силу изменения и дополнения к акту высшей юридической силы, внесенные законом №2222-IV) до 30.09.2010 (даты признания КС данного закона неконституционным) Украина существовала как парламентско-президентская республика.
30.09.2010 Украина вернулась к президентско-парламентской форме правления.
В ходе этих преобразований именно судебной ветви власти пришлось исправлять перекосы и способствовать формированию новейшей украинской национальной правовой традиции.
За время независимости суды стали для украинского общества указателем на пути построения новой национальной правовой системы, ориентированной на обеспечение европейского уровня гарантирования прав человека и образа жизни, при котором воспитание правовой культуры и правового сознания у граждан является основным государственным приоритетом. В самые тяжелые времена именно суды стояли на страже общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека и гражданина, верховенства права, обеспечивая его господство во всех сферах общественной жизни.
Судебная ветвь власти
Несмотря на то что украинское право еще до конца не сформировалось, судебная ветвь власти продолжает активно участвовать в процессе реформирования правовой и политической системы. Она играет ведущую роль в реализации управленческих решений, обеспечивает нерушимость установленного правового порядка путем гарантирования верховенства права.
Конституционный Суд и суды общей юрисдикции своей деятельностью:
• уравновешивают систему государственной власти;
• защищают ценности украинского народа, отраженные в Конституции;
• не допускают какого-либо искажения принципов и идей права, содержащихся в Основном Законе;
• обеспечивают стабильность правовых норм и единство понимания содержания актов украинского законодательства.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.83 МБ)
Материалы по теме
С политической карты мира исчезнет Индия
06.09.2023
С Днем Независимости Украины! — поздравления
24.08.2022
Поздравляем с Днем Конституции Украины!
28.06.2022
Феномен Конституции не исчерпывается ее текстом, а админсудопроизводство использует ее как норму прямого действия
в„–49 (1555), 04.12—10.12.2021
Что не так с предварительным одобрением закона о Большом Государственном Гербе Украины
в„–36 (1542), 04.09—10.09.2021
В Чили проголосовали за то, чтобы конституцию писать без юристов
в„–44 (1498), 31.10—06.11.2020
Можно ли нарушать Конституцию ради кредитов МВФ решит ВС
в„–29 (1483), 18.07—24.07.2020
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!