Снимут ли политическую напряженность в обществе отставка Кабмина, очередная амнистия и отмена спорных законов?
Внеочередная сессия парламента отменила 9 законов, проголосованных 16 января, повторно подтвердив легитимность 4 из них, а также амнистировала участников протестных акций. Еще один шаг сделал лично Премьер Николай Азаров, подав заявление об отставке. Но говорить об окончании политического кризиса в государстве еще рано: оппозиция работать в Кабмине отказалась, а перечень ее требований пополнился конституционной реформой.
Законы 16 января: ни мира, ни войны
С вопросом об отмене законов, принятых в последний день 3-й сессии, народные депутаты справились довольно быстро. После непродолжительных боев за отдельные нормы, конституционное большинство сначала отменило действие 9 из них, а затем также пакетом проголосовало за 4 наименее спорных. В первом случае по понятным причинам не голосовали коммунисты, во втором — «свободовцы» и большинство «ударовцев».
Хотя Европа, к мнению которой апеллировали обе стороны, и не настаивала на немедленной отмене всех спорных актов. «Наша рекомендация заключается в том, что Верховная Рада либо отменяет эти законы, либо приостанавливает их действие в течение значительного периода времени... ВР получит наш анализ», — пообещал генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд. Ждать не стали.
По мнению наблюдателей, в повестке дня 4-й сессии некоторые из утративших силу законов или их части могут появиться вновь. Например, очевидно, что в нынешних условиях усиление гарантий безопасности судей — мера необходимая и вполне отвечающая евростандартам.
Что касается других норм, то в заявлениях, ранее озвученных европейскими политиками, так и не было конкретизировано, какие именно положения расходятся с демократическими ценностями. Остается ждать заключений экспертов, с которыми, как обещает Т.Ягланд, затягивать не будут.
Уступки парламентского большинства практически не отразились на радикально настроенной части Майдана. Напомним, что эскалация напряженности, вылившаяся в беспорядки на ул. Грушевского, оправдывалась именно введением в действие «антипротестных» законов. Причем теперь лидерам оппозиции приходится воевать на два фронта: и с властью, и с правыми радикалами.
Показательным в этом отношении было «сражение» за захваченное представителями движения «Спільна справа» Министерство аграрной политики: только после длительных «переговоров» здание удалось освободить. По словам очевидцев, в качестве аргументов в ход шли пожарные гидранты и даже пули. Пострадавшие обвинили в силовых методах представителей ВО «Свобода», а лидеры последнего оправдывали свои действия решением совета Майдана об освобождении здания.
Как в таком случае реализовывать достигнутые договоренности и с кем, собственно, необходимо вести переговоры? Эти вопросы в кулуарах ВР волновали и нардепов, и журналистов. Кроме того, отмена законов 16 января также была результатом компромисса. В случае невыполнения оппозицией достигнутых договоренностей не исключено и президентское вето на принятые решения.
Отставка Кабмина: ни денег, ни ответственности
Отставка Н.Азарова — еще одно, практически главное требование Евромайдана. Автоматически приставки «и.о.» получили и все министры, включая Виталия Захарченко (в самом Кабмине настаивают на полноценном статусе членов Правительства). То есть фактически и второе, «довоенное», требование оппозиции частично выполнено. Но оказалось, что ее лидеры не горят желанием участвовать в формировании нового состава Правительства.
Наиболее откровенно о причинах такого отказа заявил лидер ВО «Свобода» Олег Тягнибок: «Что значит сейчас идти работать в Правительство, притом что государство фактически в дефолте, казна пустая?» Отказался делегировать своих представителей для работы в Кабмине и занять кресло вице-премьера лидер ПП «УДАР» Виталий Кличко. Арсения Яценюка от согласия возглавить Правительство якобы удержало заявление экс-премьера Юлии Тимошенко.
По мнению политологов, оппозиция оказалась не готова к такому повороту событий. За несколько дней до отставки Н.Азарова, когда в ходе переговоров было озвучено предложение о премьерстве для лидера ВО «Батьківщина», А.Яценюк заверял Евромайдан: «Мы не боимся ответственности за судьбу страны, мы принимаем эту ответственность!» Через три дня этих «мы» на поверку не оказалось. По мнению экспертов, дело даже не в том, что для эффективной работы Кабмина необходима реальная поддержка парламентского большинства. Ключевой проблемой, как объяснил О.Тягнибок, является бюджетный дефицит. Справиться с этой задачей при помощи лозунгов и ультиматумов не удавалось еще никому.
И в 2005 году, и в 2008-м, когда в Кабмине менялась власть, экономические и финансовые показатели государства шли на подъем. Как результат, в бюджете оставались средства (или их удавалось занять у МВФ на приемлемых условиях), которые можно было перераспределить между заинтересованными субъектами или направить на обеспечение популистских программ. Сегодня ситуация иная: распределять нечего, с МВФ без принятия непопулярных мер не договориться. Да и подписание ассоциации с Евросоюзом если и упоминается, то как вспомогательное, а не основное требование.
Со времен Римской империи принцип «хлеба и зрелищ» оставался основой стабильности государства. За 2 последних месяца «зрелищ» было предостаточно. Вопрос, кто способен обеспечить первую часть требований, остается нерешенным. А времени для экспериментов нет…
Конституционная реформа: ни времени, ни единства
Новым требованием, озвученным уже в этом году, стало возвращение к Конституции образца 2004 года. По мнению оппозиции, только такое решение поставит точку в политическом кризисе. Но очевидно, что на реализацию этого предложения потребуется минимум 8 месяцев: одно голосование на сессии, которая откроется 4 февраля, и следующее, окончательное, — в сентябре этого года. И это при условии, что не возникнет необходимости вносить изменения в защищенные разделы Основного Закона, например в случае федеративного деления. Тогда без референдума не обойтись.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что требование провести конституционную реформу обеспечит оппозиции право удерживать людей на майданах весь текущий год. Уже прозвучали заявления, что редакция 2004 года не отвечает «чаяниям народа». Но среди представителей оппозиции нет и единого мнения о целесообразности тех или иных поправок.
Даже в таком принципиальном вопросе, как избирательная система, одних устраивают только партийные списки и императивный мандат, других — чистая «мажоритарка» с правом отзыва, чтобы нардеп был ближе к народу, а не к партийным лидерам. В последнем случае практически невозможно обеспечить формирование Правительства при парламентско-президентской форме правления.
Очевидно, что проводить любые досрочные выборы без внесения изменений в Конституцию бессмысленно. Значит, потребуется время, чтобы найти компромиссы по многим вопросам, подготовить проект закона, получить по нему заключение Конституционного Суда, проголосовать в первом чтении и, рассчитывая на положительное голосование в сентябре, взяться за изменения в избирательное законодательство. Провести реформу за один вечер, как того требуют отдельные представители оппозиции, видимо, из-за незнания конституционного процесса, эксперты считают нереальной задачей. Тот же А.Яценюк оптимальным временем называет сентябрь этого года.
Но как, удерживая длительное время страну в подвешенном состоянии, без возобновления нормальной работы местных органов власти не допустить негативных последствий для национальной экономики? Тем более в ситуации, когда в западных областях уже звучат требования обеспечить параллельную работу и легитимно избранных советов, и самопровозглашенных народных рад, а на востоке и юге — о прекращении дотирования регионов, не признающих центральной власти.
Экс-посол США в Украине Стивен Пайфер уже выразил надежду на то, что «оппозиция не переборщит в собственной игре». Не вдаваясь в анализ внешних факторов, которые позволяют эту игру продолжать, отметим, что подобные опасения бытуют и среди украинских экспертов. Они считают, что, утратив контроль над экстремистскими группировками, оппозиция теряет доверие тех избирателей, которые выходили и выходят на Майдан Независимости ради европейской интеграции и европейских ценностей. А значит, если результаты выборов — президентских или парламентских — не устроят нынешнюю оппозицию, неизбежен новый виток протестов.
Обеспокоены возможностью нового нарастания напряженности и в Европарламенте. Председатель ПАСЕ Анн Брассер заявила: «Нельзя использовать силу, чтобы подавить протесты, но и протестующие не должны ее использовать». По ее словам, «большинство протестующих не прибегают к насилию, но их дискредитируют те, кто совершает такие действия, — это могут быть и хулиганы, и те, кто преследует совершенно иные цели, нежели протестующие».
Также все чаще звучат предостережения экспертов и политиков о том, что затяжное противостояние усиливает центробежные тенденции. И чем дольше будут звучать обвинения в адрес представителей тех или иных регионов, тем неизбежнее становится если не раскол страны, то переход к федеративному устройству. Об этом пока говорят единицы в парламенте, но сотни тысяч — в социальных сетях.
Впрочем, определенный компромисс достигнут и по конституционной реформе: в постановлении о создании специальной комиссии уже предусмотрен переход к парламентско-президентской республике. Причем возглавить такую комиссию предложено представителю фракции ВО «Батьківщина» Руслану Князевичу, а его замом будет председатель Комитета ВР по вопросам правовой политики Валерий Писаренко.
Амнистия: ни оправдания, ни наказания
Камнем преткновения в работе внеочередной сессии стал новый закон об амнистии. Прежде всего не удавалось достичь согласия по условиям его применения и субъектам, с которых снималась уголовная ответственность за правонарушения.
Требуя привлечь к ответственности исключительно правоохранителей, превысивших свои полномочия при исполнении служебных обязанностей, оппозиция не соглашалась признать, что и действия ее сторонников были далеки от мирного протеста. По мнению экспертов, наказание одних и оправдание других укрепит уверенность радикалов в собственной безнаказанности. А вступление в силу такого закона в условиях продолжения блокады многих административных зданий как в столице, так и в регионах неизбежно приведет к новым столкновениям с правоохранителями (на востоке и юге Украины — и с обычными гражданами) и требованиям… новой амнистии.
Поиск компромисса продолжался 29 января до поздней ночи. Представители оппозиции в кулуарах парламента признавались, что не могут гарантировать выполнение условия о разблокировании админзданий в течение 15 дней. Представители же парламентского большинства сетовали на то, что требования их оппонентов не подкрепляются никакими уступками и обязательствами.
Примечательно, что в ходе переговоров с лидерами оппозиции и встречи с фракцией Партии регионов Президент Виктор Янукович заявил, что в случае непринятия закона об амнистии он будет вынужден рассмотреть вопрос о роспуске парламента. То есть, по сути, выполнить еще одно требование протестующих. Но, по словам В.Кличко, у главы государства «нет оснований для роспуска парламента», и если будет предпринят такой шаг, то «это будет антиконституционно». Напомним, что Евромайдан обязал оппозицию сложить мандаты, если она окажется не в состоянии заблокировать принятие бюджета-2014, тем самым вынудив Президента объявить о досрочных выборах в парламент.
Ближе к полуночи парламент все же принял законопроект «Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, имевших место во время проведения мирных собраний», внесенный представителем Президента в ВР, «регионалом» Юрием Мирошниченко. Оппозиция не отдала за этот документ ни одного голоса, а некоторые, в том числе Петр Порошенко, даже нажали кнопки «против».
По словам автора акта, был достигнут компромисс, что в условиях вступления в силу амнистии в части освобождения админзданий не упоминается Евромайдан. «Такие помещения, как Дом профсоюзов или Октябрьский дворец, сам Майдан, ул. Крещатик, где митингующие установили палатки, и собственно палатки остаются, поскольку мы понимаем, что людям где-то надо греться», — пояснил Ю.Мирошниченко.
Впрочем, теперь главная задача и для власти, и для ее противников — обеспечить выполнение данного закона. Лидеры оппозиции уже заявили, что не станут содействовать этому. Более того, внесут в ВР проект об отмене амнистии, поскольку, по мнению В.Кличко, условие об освобождении захваченных админзданий «еще более повышает температуру в обществе… и не отвечает интересам людей». Но не исключено, что помощь оппозиции и не понадобится. По словам «регионала» Владимира Олийныка, на встрече с фракцией ПР Президент сказал, что «с праворадикальными силами он ведет переговоры лично, ибо, бесспорно, понимает, что лидеры оппозиции не влияют на них».
Выход из любой ситуации — там же, где и вход. События последних двух недель заставили украинских граждан, каких бы взглядов они ни придерживались, прийти к выводу, что искать его необходимо общими усилиями. В конце концов основное качество политика — умение договариваться. А язык ультиматумов — это прерогатива военных.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!