В CП подсчитали, что прошлогодней смете не хватает 20 млрд грн. прибыли
В прошлом году государственный бюджет выполнялся в условиях существенного экономического спада и ускорения инфляционных процессов. Реальный валовой внутренний продукт уменьшился на 15,1%, тогда как при утверждении государственного бюджета предусматривался его рост на 0,4%. В результате, по экспертной оценке Счетной палаты, в бюджет не поступило свыше 20 млрд грн. запланированных доходов.
Согласно выводам специалистов CП потребительские цены за прошлый год выросли на 12,3%, а цены производителей промышленной продукции — на 14,3%, что превысило показатели, учтенные при утверждении государственного бюджета, на 2,8 и 2,3 п.п. соответственно. Социальным следствием сокращения деловой активности и инфляции стало снижение уровня жизни населения. Реальный доход населения уменьшился на 8,5%. Реальная заработная плата сократилась на 9,2%, что является худшим показателем с 1996 года. Уровень безработицы вырос в 1,4 раза — до 8,8%.
В то же время в СП заверяют, что госбюджет не выполнен как в доходной, так и в расходной части. Доходы государственного бюджета составили 209,7 млрд грн., что на 45,6 млрд, или 17,9%, меньше запланированных объемов. По сравнению с предыдущим годом номинальные доходы государственного бюджета сократились на 22 млрд грн., или 9,5%, а реальные, рассчитанные в сравнительных условиях с учетом индекса-дефлятора ВВП, — на 23,2%.
Расходы государственного бюджета составили 242,4 млрд грн., что на 42 млрд, или 14,8%, меньше запланированных. По сравнению с предыдущим годом номинальные расходы государственного бюджета выросли на 0,9 млрд грн., или 0,4%, а реальные, рассчитанные в сравнительных условиях с учетом индекса-дефлятора ВВП, уменьшились на 11,7%. Расходы Стабилизационного фонда составили 10 млрд грн. из запланированных почти 20 млрд. При этом средства фонда направлялись на мероприятия, которые не влияли на стабилизацию макроэкономической ситуации и служили дополнительным ресурсом для Правительства, а не средством повышения эффективности деятельности государственных органов в финансово-кредитной сфере, как это предусмотрено законодательством.
Дефицит государственного бюджета в целом составил 35,5 млрд грн., что на 12,5% больше установленной законом о государственном бюджете предельной суммы, в частности дефицит общего фонда — 31,7 млрд, что в 3,4 раза больше утвержденного размера. В результате превышения государственных займов над погашением государственного долга почти в 4 раза, предоставления государственных гарантий и девальвации гривны к отдельным иностранным валютам, в которых номинирован долг, общий объем государственного и гарантированного государством долга вырос в 1,7 раза — до 316,9 млрд грн.
Закон о государственном бюджете Кабинет Министров выполнял с нарушениями действующего законодательства, нерешенные системные проблемы налоговой и бюджетной политики создали дополнительную нагрузку на государственный бюджет текущего года. В частности, по мнению представителей СП, свыше 140 решений Правительства относительно выполнения закона о государственном бюджете не отвечало требованиям Бюджетного кодекса и данному закону, а также другим нормам действующего законодательства. А реальное состояние выполнения государственного бюджета скрывалось путем внесения изменений в роспись расходов и неправомерного зачисления в доходы общего фонда поступлений от использования специальных займов, полученных от Международного валютного фонда, а также привлечения оборотных средств субъектов хозяйствования.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!