Конституционному Суду 16 октября исполняется 15 лет. В этот день в далеком 1996 году Верховная Рада приняла закон «О Конституционном Суде Украины», создав главный демократический инструмент обеспечения функционирования разных государственных органов в рамках Основного Закона. Ведь именно КС принадлежит ключевая роль в обеспечении соблюдения основополагающих принципов демократии, защиты прав человека и верховенства права, которые также являются и основополагающими стандартами Совета Европы.
Гарантии развития
Организационно-правовая форма осуществления конституционного правосудия, которая в настоящее время действует в нашем государстве, в полной мере отвечает заложенным в Декларацию о государственном суверенитете Украины общечеловеческим идеалам, а также тем демократическим преобразованиям, достижение которых определялось во время ее подписания как цель. Создав КС, молодое государство продемонстрировало миру, что оно придерживается принципов и идей конституционности и готово признавать законы и другие правовые акты неконституционными, если они не отвечают Основному Закону.
КС, отстаивая неизменность и нерушимость конституционных предписаний, своей деятельностью уравновешивает систему государственной власти и защищает конституционные ценности, не позволяет их извращать. При этом под конституционными ценностями понимаются воплощенные в Основном Законе национальные интересы — жизненно важные материальные, интеллектуальные и духовные ценности народа, определяющие потребности общества и государства.
КС в качестве важного правового механизма внедрения конституционности, стабилизирующего фактора в системе осуществления государственной власти является полноправным членом Конференции европейских конституционных судов, что свидетельствует о его международном признании и авторитете. Эта организация существует с 1972 года и объединяет органы конституционной юрисдикции европейских государств. КС получил статус ассоциированного члена конференции в мае 1999 года, а в октябре 2000-го — стал ее полноправным членом.
Утверждение верховенства права
Выполняя функции защиты интересов человека и гражданина, общества и государства, опираясь на принцип верховенства права, КС способствует обеспечению нерушимости конституционных прав и свобод человека и гражданина, благополучия общества, его духовных, морально-этических, культурных ценностей.
Согласно закону «Об основах национальной безопасности Украины» национальная безопасность — это «защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при которой обеспечиваются устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам…». В соответствии с данным актом на современном этапе одной из основных реальных и потенциальных угроз национальной безопасности, стабильности в обществе во внутриполитической сфере является нарушение органами государственной власти Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина. Устранение именно этих нарушений и стало с момента создания непосредственным предметом деятельности КС.
Работа органа конституционного контроля направлена на обеспечение стабильности правовых норм и единства в понимании содержания Основного Закона, что в определенной мере обеспечивается толкованием его норм и законодательных актов. В процессе реформирования правовой и политической системы украинского общества Конституционный Суд способствует процессу правового и общественно-политического развития государства.
Принцип сдерживаний и противовесов
КС в решении от 24.06.1999 №6-рп/1999 отметил: цель функционального разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную — разграничить полномочия разных органов государственной власти и не допустить присвоения одной из ее ветвей полноты государственной власти. В соответствии же с решением КС от 27.04.2000 №7-рп/2000 хотя органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными в своей деятельности в пределах предоставленных им полномочий, однако стабильность конституционного строя достигается благодаря четкой системе сдерживаний и противовесов.
Наиболее деструктивно влияет на национальную безопасность принятие органами государственной власти и местного самоуправления актов, не отвечающих Конституции и законам. Появление таких предписаний нередко связано с превышением органами пределов своих полномочий, определенных в Основном Законе. Следствием этого становится нарушение правового порядка в государстве, возникновение конфликтов между субъектами публичного права, появление правовых споров о компетенции.
По мнению законодателя Юрия Тодыки, такие конфликты были, есть и будут. Главное, чтобы они не перерастали в жесткую конфронтацию разных политических сил, ветвей государственной власти, интересов центра и регионов. Эту позицию разделяет и судья КС в отставке Николай Савенко, отмечая, что государственно-правовые конфликты неизбежны в любом обществе. Однако деятельность всех государственных органов должна быть направлена на их предотвращение и устранение причин, которые могут привести к их возникновению.
Говоря о государственно-правовых конфликтах, следует понимать, что идея бесконфликтного общества является утопической. Сам по себе конфликт в демократическом, социальном, правовом государстве, если он естественный и мирный, свидетельствует о наличии свободы и демократии, сосуществующих в непрерывном конфликте. Французский политолог Ален Турен говорил, что «свобода и демократия издавна отождествлялись с разрушением социальных барьеров и интеграцией общества и нации». Наличие государственно-правовых конфликтов не должно пугать, так как в зависимости от намерений противоборствующих сторон такого рода столкновения могут быть источником как хаоса, так и порядка. Как показатель развития общества конфликт демонстрирует его слабые места, и только тогда, когда намерения противоборствующих сторон делают конфликт источником хаоса, должен вмешиваться арбитр, роль которого в государственном механизме играет именно КС.
Родоначальник нормативистской теории права Ганс Кельзен в своей книге «Чистое правоведение» обращает внимание на то, что правовой порядок представляет собой ступенчатое построение выше и ниже стоящих норм и любая норма относится только к какому-то одному правовому порядку, поскольку она отвечает той высшей норме, которая определяет ее создание. Конфликт между двумя нормами высшей и низшей ступеней возникает, когда одна норма не соответствует другой, определяющей ее создание, и когда первая не соответствует содержанию второй, которая заранее определяет ее содержание. Такой конфликт норм наблюдается между Конституцией и законами и подзаконными актами, при принятии которых их авторы нередко выходят за пределы своих полномочий.
КС решает государственно-правовые конфликты, публично-правовые споры о компетенции в рамках общей процедуры рассмотрения вопроса о соответствии законов и других правовых актов Конституции, а также официального толкования Основного и других законов, и в этом заключается одна из главных проблем конституционного контроля. В Украине отсутствует институализация конституционной юрисдикции. Главный документ страны не закрепляет специально предусмотренных полномочий КС, а законодательство не предусматривает порядок и процедуру решения государственно-правовых конфликтов, рассмотрения публично-правовых споров о компетенции. Это, бесспорно, осложняет органу конституционного контроля реализацию компетенции относительно решения таких споров.
Однако, несмотря на имеющиеся сложности, разрешая государственно-правовые конфликты, рассматривая публично-правовые споры о компетенции, КС из года в год укрепляет фундамент молодой украинской государственности, следит за неуклонным соблюдением принципов верховенства права, сдерживаний и противовесов.
Проблемы правовой определенности
Европейский суд по правам человека в своем решении по делу «Круслен против Франции» отметил, что выражение «по закону» предусматривает определенное качество такого закона. Выдвигается требование его доступности для лица, чтобы тот мог предвидеть последствия его применения, чтобы закон не противоречил принципу верховенства права.
В решении по делу «Толстой-Милославский против Соединенного Королевства» страсбургский суд отметил, что закон должен отвечать качественным требованиям, в первую очередь требованиям доступности и предсказуемости; норма не может рассматриваться как закон, если она не сформулирована достаточно четко — так, чтобы гражданин мог регулировать свое поведение.
Рассмотрев дело «Стил и другие против Соединенного Королевства», Европейский суд пришел к выводу: Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод требует, чтобы все право, как писаное, так и неписаное, было достаточно четким, чтобы гражданин мог, если возникнет потребность — с надлежащим советом, предвидеть в известной мере при определенных обстоятельствах последствия, к которым может привести определенное действие.
КС, давая официальное толкование Конституции и законов, тем самым обеспечивает утверждение принципа правовой определенности, не допускает в государстве произвольного толкования в процессе правоприменения предписаний законодательных актов и обеспечивает их одинаковое понимание. Единственный орган конституционной юрисдикции в процессе толкования Конституции и законодательных актов интерпретирует и таким образом постепенно осмысливает конституционные и законодательные положения, обеспечивает стабильность правовых норм и единство в понимании их содержания.
Ответственность государства
Акт высшей юридической силы закрепил принцип ответственности государства перед человеком за свою деятельность, это проявляется прежде всего в конституционном определении обязанностей государства. Такая ответственность не сводится только к политической или моральной ответственности власти перед обществом, она имеет определенные признаки юридической ответственности — принятие мер публично-правового (конституционно-правового или международно-правового) характера к государству и его органам за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. В частности, ч.4 ст.55 Основного Закона предоставляет каждому право «после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина», а ч.3 ст.152 Конституции обязывает государство компенсировать «материальный или моральная ущерб, нанесенный физическим или юридическим лицам актами и действиями, которые признаны неконституционными».
Соответствующая правовая позиция изложена в абз.4 п.2 мотивировочной части решения КС от 30.05.2001 №7-рп по делу об ответственности юридических лиц.
Можно сделать вывод, что деятельность единственного органа конституционной юрисдикции направлена на обеспечение верховенства и прямого действия Основного Закона, правовой защиты конституционного строя, прав и свобод.
Создание в 1996 г. КС было предопределено необходимостью повысить уровень правовой жизни украинского общества, правовой культуры и правового сознания его граждан, защиты конституционных прав и свобод человека. И КС уже 15 лет на высоком профессиональном уровне выполняет важную функцию защитни-
ка Конституции, арбитра в государственно-правовых конфликтах, инструмента превращения норм Основного Закона в действующее право и повышения роли конституционного права как социального регулятора.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.82 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!