Новый НК значительно расширит полномочия таможенников и их влияние на определение стоимости импортируемых товаров
Недавно на сайте профильного парламентского комитета появилась новая, доработанная, редакция проекта Таможенного кодекса, зарегистрированного под №8130д, что свидетельствует о возможности принятия этого важного документа в ближайшее время. Можно ли надеяться, что в таком случае исчезнут проблемы с необоснованным завышением таможенной стоимости и оплатой многочасовых простоев из-за возникновения споров — попробуем разобраться.
Базовое понятие
Прежде всего следует обратить внимание на один из центральных элементов таможенного права и одновременно камень преткновения — таможенную стоимость товаров. Именно она является базой налогообложения во время осуществления экспортно-импортных операций. Поэтому прозрачная и четкая процедура определения таможенной стоимости является залогом соблюдения прав и учета интересов как субъектов внешнеэкономической деятельности, так и государства.
Таможенной стоимостью товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, является стоимость товаров, используемая для таможенных целей, которая базируется на цене, фактически заплаченой или подлежащей уплате за эти товары (ст.415 проекта).
Как и в настоящее время, таможенная стоимость товаров должна определяться декларантом во время подачи документов для проведения таможенного оформления. Интересно, что авторы законопроекта в ст.416 предлагают дифференцировать порядок определения таможенной стоимости для товаров, которые ввозятся в таможенном режиме импорта, и товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины в режимах, отличающихся от таможенного режима импорта. Отметим, что в соответствии с действующим Таможенным кодексом порядок определения таможенной стоимости зависит лишь от направления перемещения товаров. Для определения стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию государства, существует шесть методов, которые используются последовательно. При вывозе товаров применяется один метод.
Согласно ст.431 проекта таможенной стоимостью товаров, которые ввозятся в Украину в соответствии с таможенными режимами, отличающимися от режима импорта, является цена товара, указанная в счете-фактуре или счете-проформе. Определение таможенной стоимости товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины и размещаются в таможенные режимы, отличающиеся от режима импорта (кроме таможенного режима «транзит») со взиманием налогов, осуществляется в соответствии с гл.60. Отметим, что гл.60 регулирует порядок определения таможенной стоимости товаров при помещении их в таможенный режим импорта. При изменении таможенного режима таможенная стоимость, определенная при первом размещении товара в таможенный режим, подлежит замене таможенной стоимостью, определенной в соответствии со следующим таможенным режимом. Например, декларируя товар в режиме таможенного состава, будем иметь одну таможенную стоимость, а при выпуске его в свободное обращение — другую, с которой и будут осуществляться платежи в государственный бюджет. С введением такой нормы, бесспорно, упрощается порядок декларирования товаров в таможенные режимы, не связанные с платежами в государственный бюджет.
Порядок определения таможенной стоимости при вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины в проекте мало чем отличается от порядка действующего Таможенного кодекса и определяется как цена товара, указанная в счете-фактуре или счете-проформе.
Для определения таможенной стоимости товаров, как и в настоящее время, проект предусматривает 6 методов определения таможенной стоимости, что полностью соответствует нормам международного права, в частности Соглашения о применении статьи VII ГАТТ. Однако применение метода определения таможенной стоимости по цене договора (основного метода) претерпело определенные изменения, к которым вернемся позже.
Часть 4 ст.416 проекта вводит прогрессивную норму — возможность определения таможенной стоимости до момента пересечения товаром таможенной границы, что должно значительно ускорить прохождение таможенных формальностей (используемое сейчас понятие «таможенные процедуры» в проекте заменено понятием «таможенные формальности») и положительно повлиять на развитие внешней торговли. Однако эта норма является чисто декларативной. Такой порядок определения стоимости можно применять только в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом. При этом в проекте эти случаи не определены, что, по сути, делает применение данной нормы невозможным.
Процедура декларирования
Авторы предлагают оставить только 2 случая, когда подача декларации таможенной стоимости является обязательной:
1) если к цене, которая была фактически заплачена или подлежит уплате за оцениваемые товары, прибавляются последующие расходы, указанные в ч.11 ст.424, и если они не включались в цену;
2) если покупатель и продавец связаны между собой.
Отметим, что ст.424 проекта регулирует порядок определения таможенной стоимости по цене договора (так называемый первый метод), а ч.11 этой статьи устанавливает последующие расходы, которые добавляются к фактически заплаченной цене товаров при определении их таможенной стоимости.
Хотя осталось только 2 основания, вряд ли можно сказать, что декларацию таможенной стоимости придется подавать реже, чем сейчас. Будет изменен и перечень документов, подача которых необходима для определения таможенной стоимости.
В качестве обязательных для подачи в проекте предусмотрены следующие документы:
1) декларация таможенной стоимости, которая подается в случаях, определенных в ч.6 ст.418, и документы, подтверждающие числовые значения составляющих таможенной стоимости, на основании которых проводился расчет таможенной стоимости;
2) внешнеэкономический договор (контракт) или документ, заменяющий его, и приложения к нему (в случае их наличия);
3) счет-фактура (инвойс) или счет-проформа (если товар не является объектом купли-продажи);
4) банковские платежные документы (в случае оплаты счета), касающиеся оцениваемого товара;
5) другие платежные и/или бухгалтерские документы, которые подтверждают стоимость товара и содержат реквизиты, необходимые для идентификации ввезенного товара;
6) транспортные (перевозочные) документы, если по условиям поставки затраты на транспортировку не включены в стоимость товара, а также документы, содержащие сведения о стоимости перевозки оцениваемых товаров;
7) копия импортной лицензии, если импорт товара подлежит лицензированию;
8) страховые документы (в случае наличия таковых), а также документы, содержащие сведения о стоимости страхования.
Таможенный орган требует
Кроме вышеприведенного перечня, проект устанавливает обязанность декларанта по письменному требованию таможенного органа в течение 10 дней предоставить следующие документы:
1) договор (соглашение, контракт) с третьими лицами, связанный с договором (соглашением, контрактом) о поставке товаров, таможенная стоимость которых определяется;
2) счета о платежах третьим лицам в интересах продавца, если таковые осуществляются по условиям, определенным договором (соглашением, контрактом);
3) счета об оплате комиссионных, посреднических услуг, связанных с выполнением условий договора (контракта);
4) выписку из бухгалтерской документации;
5) лицензионный или авторский договор покупателя, который касается оцениваемых товаров и является условием продажи оцениваемых товаров;
6) каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс-листы) производителя товара;
7) копию грузовой таможенной декларации страны отправления;
8) заключения о качественных и стоимостных характеристиках товаров, подготовленные специализированными экспертными организациями;
9) сертификат о происхождении товара.
Теперь таможенники не смогут требовать калькуляцию производителей (которую те отказывались предоставлять, ссылаясь на коммерческую тайну) и информацию внешнеторговых и биржевых организаций о стоимости товара и/или сырья, которые они сейчас имеют право требовать в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 20.12.2006 №1766.
Перечень документов, которые следует подать в случае, если продавец и покупатель являются связанными лицами, уменьшился почти вдвое. В соответствии с проектом нужно подавать:
1) выписку из бухгалтерских и банковских документов покупателя, которые касаются отчуждения оцениваемых товаров, идентичных и/или подобных (аналогичных) товаров на территории Украины;
2) справочную информацию относительно стоимости в стране-экспортере товаров, которые являются идентичными и/или подобными (аналогичными) оцениваемым;
3) расчет цены (калькуляцию).
Отметим, что в настоящее время неподача даже одного документа, который требуется таможенным органом, является основанием для определения таможенной стоимости таможней. Неподача даже несуществующего документа является основанием для изменения таможенной стоимости.
Коррекция таможенной стоимости
Проект предусматривает 3 основания коррекции таможенной стоимости таможенным органом. Первое — неподача документов, подтверждающих таможенную стоимость. Шагом вперед является то, что авторы обратили внимание на существующую проблему и предусмотрели: декларанты обязаны подавать документы, которые требует таможенный орган, только при наличии таковых.
Новым основанием для коррекции будет служить неправильно проведенный расчет таможенной стоимости. В то же время в проекте не уточняется, что именно следует под этим понимать. Указанное обстоятельство может привести к неоднозначному толкованию во время правоприменения. Например, если заявленная декларантом таможенная стоимость не отвечает среднему уровню цен по базе данных ЕАИС ГНС, таможенный орган может откорректировать ее. Целесообразно ли введение такого оценочного понятия?
Еще одно основание коррекции таможенной стоимости — результаты документальной проверки. Отметим, что это не является нововведением.
Только обоснованные сомнения
Таможенный орган при наличии сомнений в достоверности поданных документов может осуществить контроль таможенной стоимости после таможенного оформления путем проведения документальной проверки. При этом ее срок ограничивается 3 годами. В случае определения новой таможенной стоимости декларант будет обязан именно с нее заплатить пошлины и налоги.
Декларант имеет право требовать у таможенного органа обоснованного подтверждения сомнений в правильности определения таможенной стоимости (для ответа на заявление установлен срок 20 дней) и обжаловать такое решение. Процедура обжалования остается без изменений и предусматривает как административный, так и судебный порядок.
Интересно, что до доработки в комитете проект предусматривал ограничение срока коррекции таможенной стоимости товаров, выпущенных в свободное обращение, 20 днями, после чего таможенная стоимость считалась окончательно признанной. Вряд ли можно надеяться, что указанную норму вернут в кодекс.
Экономические операторы
Определенные изменения претерпел и порядок применения первого метода определения таможенной стоимости (по цене договора). Он, как и раньше, признается основным и наиболее желательным для применения. Однако сейчас появилась новая норма, изложенная в ч.23 ст.424. В соответствии с ней право на автоматическое применение метода определения таможенной стоимости по цене договора (контракта) относительно товаров, которые импортируются (стоимость операции), имеют уполномоченные экономические операторы (новое понятие для отечественного таможенного права).
Деятельности уполномоченных экономических операторов посвящена гл.10 проекта. Такой статус может предоставляться таможней созданным в соответствии с национальным законодательством субъектам хозяйствования, которые отвечают установленным проектом требованиям. Кроме льготного применения методов определения таможенной стоимости, уполномоченные экономические операторы имеют ряд других льгот во время проведения таможенных формальностей.
Интересно, что до доработки в комитете упрощенный порядок применения первого метода в проекте предусматривался также для крупных налогоплательщиков и других предприятий, которые импортируют в Украину сырье для производства и не имеют налогового долга, а также предприятий, которые являются участниками ассоциаций, союзов и других объединений импортеров и производителей, если таможенная стоимость, заявленная ими, отвечает ценовой информации, полученной таможенными органами от указанных объединений.
В проекте появились дополнительные основания не применять первый метод. В соответствии с ч.2 ст.424 метод определения таможенной стоимости товаров, которые импортируются, по цене договора (контракта) не применяется, если использованные декларантом сведения не подтверждены документально или не являются определенными количественно и достоверными и/или отсутствует хотя бы одна из составляющих таможенной стоимости, которая является обязательной при ее исчислении. Больше всего удивляет положение об отсутствии «хотя бы одной составляющей» таможенной стоимости.
Как видим, перечень расходов, которые должны быть включены в таможенную стоимость, чрезвычайно велик. Могут ли в рамках одной поставки быть понесены все расходы? Конечно же, нет. То есть, если не были включены все возможные расходы, значит, мы имеем отсутствие составляющей таможенной стоимости и не можем применять первый метод. К тому же такая норма противоречит положениям Соглашения о применении статьи VII ГАТТ, ратифицированной Украиной. Поэтому будем надеяться, что законодатели исключат указанную норму.
Как видим, авторы учли некоторые проблемные для субъектов внешнеэкономической деятельности моменты определения таможенной стоимости товаров. При этом необходимо констатировать, что проект значительно расширил полномочия таможенных органов и их влияние на порядок определения таможенной стоимости. Введены новые основания для коррекции таможенной стоимости и отказа от применения метода определения таможенной стоимости по цене договора (контракта). Проект так и не предусматривает реальной возможности определения таможенной стоимости товаров до момента пересечения ими таможенной границы Украины.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.45 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!