Чтобы исполнить решение Евросуда, Кабмин получит право решать, как жить по средствам
Принятие парламентом в первом чтении «невинного» закона о госгарантиях судебных решений привело к всплеску народного возмущения. И неудивительно, ведь одной рукой парламентарии хотели сделать страну цивилизованнее, а другой — сократить льготы. Самим льготникам это, естественно, не понравилось.
Именем Европы
Стремясь быть поближе к Старому Свету, украинский парламент постепенно приближает отечественные законодательные стандарты к «евросоюзовским» образцам. Странного в этом мало: адаптация норм является одним из первоочередных признаков желания государств-претендентов войти в состав ЕС. Но в Украине, где этот процесс и без того происходит не слишком быстро, иногда благие намерения уводят парламентариев на пути, которые трудно назвать стандартными. Например, результативное голосование за долгожданный проект закона о гарантировании государством судебных решений внезапно обернулось серьезным скандалом.
С давней проблемой неисполнения нашим государством решений как национальных судов, так и Европейского суда по правам человека народные депутаты решили разобраться в начале осени. Проект закона «О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений» был зарегистрирован в ВР 8 сентября. Голосование по нему было проведено уже на следующий день (см. №38 «ЗиБ» — Прим. ред.). Одномоментно принять закон «вообще», несмотря на все желание, парламентариям не удалось. Тем не менее, даже с учетом сопротивления оппозиции и коммунистической части парламентского большинства, документ собрал 246 «за» в первом чтении, а затем 238 голосами был отправлен для подготовки ко второму.
На первый взгляд, цель законопроекта №9127 благородна — обеспечить исполнение тех решений судов, ответственность за исполнение которых несет государство. Так, проект предполагает, что в случаях, когда должником выступает госорган, средства будут списываться с его счетов, а если это невозможно — погашаться из госбюджета. Также бюджет страны «перекроет» и исковые требования, когда выплаты будут возложены на государственные предприятия или те юридические лица, имущество которых не может реализовываться в принудительном порядке, в случае, если ответчики не смогут расплатиться в течение 6 месяцев. Кроме того, устанавливается, что раз уж «средства, выплаченные по решениям суда о взыскании средств согласно этому закону, считаются убытками государственного бюджета», то и должностные лица, действия которых привели к подобным убыткам, должны быть привлечены к ответственности…
Авторы законопроекта (а инициатором его выступил Кабмин) признают, что подобная государственная благонамеренность серьезно ударит по бюджету. В пояснительной записке говорится, что под такие цели необходимо выделять порядка 3,5 млрд грн. ежегодно. Предполагается, что, если закон вступит в силу, в течение полугода истцы должны предоставить все решения судов государственной исполнительной службе, после чего долг государства будет подсчитан, а те решения, документы по которым не будут предъявлены в срок, будут считаться уже исполненными.
Милостью Кабмина?
Пояснительная записка к проекту №9127 честно предупреждает: «…итоговыми положениями проекта предполагается внесение соответствующих изменений в закон «О холдинговых компаниях в Украине» и в закон «О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса», а также в ряд других законов». На деле скромный «ряд» представляет собой перечень законов, которыми устанавливаются льготы для сотрудников бюджетной сферы, ветеранов, афганцев, чернобыльцев — всего 16 категорий граждан.
Об отмене тех или иных льгот речь в законопроекте не идет. И все же уже существующие государственные «поблажки» могут заметно преобразиться. Так, например, там, где сейчас в законах зафиксирована 50-процентная скидка на коммунальные платежи для милиционеров или, к примеру, пожарников, в новом документе зафиксирована просто «скидка» — без уточнений, в каком объеме. Там, где студентам-льготникам закон предоставляет право на удвоенную стипендию, эта стипендия оказывается просто «повышенной». Там, где речь идет о «первоочередных ежегодных бесплатных/льготных путевках», путевки остаются первоочередными, но по загадочной причине теряют уточнение «ежегодные». По большому счету предложенный проект изымает установленные законом гарантии объемов льгот, заменяя их обтекаемой формулировкой «в размерах, установленных Кабмином».
На попытку перевести заметную часть «социалки» на ручное управление резко отреагировала оппозиция. Ссылаясь на нарушения процедуры, в БЮТ пообещали попытаться отставить спикера. Владимир Литвин, в свою очередь, напомнил о том, что «партизанское» сокращение льгот практиковали и ранее, но помехой тому выступал Конституционный Суд. «В связи с тем, что уже достали меня лично обвинениями об отмене льгот, позвольте вам кратко в течение нескольких минут напомнить, что эта практика была введена в Верховной Раде совместно с Кабинетом Министров с 2000 года», — заявил Председатель ВР.
Стремление спикера разделить ответственность на всех объяснить несложно. Первые успехи проекта №9127 ожидаемо не встретили понимания со стороны общества. После полуторанедельного затишья народ свое мнение выразил максимально просто — многотысячным митингом льготников под стенами ВР. Спокойным пикетом дело не обошлось: протестанты «штурмовали» здание парламента, призывали к роспуску ВР и не очень доброжелательно реагировали на попытки власть имущих с ними пообщаться.
Активность митингующих (а некоторыми «призывами» уже успела заинтересоваться милиция) заметно обеспокоила представителей парламентского большинства. Коммунисты, которые за «антильготный» документ не голосовали, народный гнев всецело приветствуют. Председатель ВР спешно предложил трудиться над компромиссом. В ПР же еще недавно желание оппозиционеров отставить В.Литвина встречали прохладно и на «льготном» аспекте, оценивая это намерение, не сосредотачивались. А уже20 сентября, пообщавшись с «гостями», глава фракции Партии регионов Александр Ефремов заверил, что над вызвавшим нарекания проектом будут работать дальше. И хотя изначально парламент голосовал за ускоренную подготовку, главный «регионал» среди нардепов заявил, что спешить никто не будет. «Мы надеемся, что в течение двух, а если понадобится, и больше недель, найдем ответы на все вопросы, которые у них есть, и в конечном итоге примем документ, который, безусловно, будет больной, но он будет больной и для государства в целом, и в такой же степени для тех людей, по которым принимаются решения. Также он будет значительно мягче», — пообещал он.
Необходимость подобного документа в партии власти объясняют просто: денег у страны мало, и именно Кабмин должен решить, как жить по средствам. Причем, уверяет все тот же А.Ефремов, на интересах людей «переподчинение» льгот Правительству отразиться не должно. «Просто льготы будут на том минимальном уровне, которые люди получали до сегодняшнего дня», — пояснил глава фракции.
Безусловно, подобный болезненный вопрос разрешить ко всеобщему удовлетворению невозможно. И все же если государство и в самом деле вынуждено затягивать пояс, осуществлять такое «затягивание», внося побочные статьи в не самый профильный законопроект, пожалуй, не стоит. В Украине же пойти по европейскому образцу — предупредить об отмене или сокращении льгот заранее, провести общественные слушания, принять — решились только после скандалов и протестов. Теперь ответственность за непростой диалог возложена на Сергея Тигипко — человека, который уже считается «отцом» самых непопулярных реформ. К чему приведет такое общение — вскоре станет ясно. Парламент заслушает вице-премьера уже 23 сентября. А протестующие, в свою очередь, обещают отстаивать свои права и в дальнейшем.
Коментарий
Владимир ПИЛИПЕНКО, член Комитета ВР по вопросам правосудия:
— Этот законопроект (№9127. — Прим. ред.) предусматривает внедрение механизма, согласно которому исполнение судебных решений о взыскании средств с государственных органов, предприятий или организаций будет осуществляться за счет госбюджета, если должник не имеет необходимых ресурсов. Кроме того, новации решают вопрос погашения уже существующей задолженности по судебными решениям, ответственность за которые несет государство.
Хочу отметить, что к изменениям нас подталкивает Европейский суд по правам человека, в который обращаются наши граждане, не имея возможности получить законные выплаты. Ввиду большого количества таких жалоб Страсбург вынес пилотное решение, которым обязал Украину решить вопрос относительно исполнения решений национальных судов. Правда, срок исполнения пилотного решения уже истек, и его неисполнение в ближайшее время приведет к негативным международно-политическим последствиям и значительным расходам бюджета, поскольку Страсбург начнет быстро рассматривать отложенные дела.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 3.45 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!