Какие гарантии защиты прав граждан содержатся в нововведениях?
Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальные законы относительно дополнительных мер защиты безопасности граждан» от 16.01.2014 №721-VII предусматривает ряд существенных нововведений. Они касаются процедуры фиксации админнарушений, ответственности за неуважение к суду и за экстремистскую деятельность. Попробуем проанализировать их с точки зрения практического значения для защиты прав граждан.
Протоколы и извещение
Так, в Кодекс об административных правонарушениях внесен ряд новаций, касающихся порядка оформления и вручения протокола об административном правонарушении. Изменения в стст.254, 256 КоАП предусматривают, что в случае отказа правонарушителя подписать составленный протокол такой отказ должен быть подтвержден пояснениями двух свидетелей.
В предыдущей редакции ст.254 КоАП было указано, что протокол об административном правонарушении составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, привлекаемому к ответственности. При этом достаточно просто было сделать запись в протоколе об отказе от его подписания. Так что нередко на практике этим злоупотребляли правоохранители и другие лица, наделенные полномочиями составлять протокол об админправонарушении.
Также ст.2772 КоАП дополнена ч.3: «Надлежащим подтверждением извещения лица о месте и времени рассмотрения дела (получения лицом повестки или ознакомления с ее содержанием иным путем) является подпись лица о получении повестки, в том числе на почтовом извещении, либо видеозапись вручения лицу повестки, либо какие-либо иные данные, подтверждающие факт вручения лицу повестки или ознакомления с ее содержанием». Таким образом, в кодексе определили понятие и содержание «надлежащего подтверждения извещения лица», что, в свою очередь, имеет важное значение для проведения надлежащей процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Экстремизм в Украине и за рубежом
Значительный резонанс получили изменения, внесенные в Уголовный кодекс. В частности, УК дополнен новеллами, которых до этого не существовало в отечественном законодательстве. Речь идет о ст.1101 «Экстремистская деятельность». Под такой деятельностью понимается «изготовление, хранение с целью сбыта или распространения, а также сбыт или распространение экстремистских материалов, в том числе через средства массовой информации, сеть Интернет, социальные интернет-сети, использование или демонстрация экстремистских материалов перед массовым собранием людей, в том числе на собраниях, митингах, во время уличных шествий, демонстраций, публичные высказывания или призывы экстремистского характера, а также финансирование указанных действий либо иное содействие их организации или осуществлению, в том числе путем предоставления информационных услуг, денежных средств, недвижимости, учебной, полиграфической или материально-технической базы, телефонной, факсимильной или других видов связи, при отсутствии признаков более тяжкого преступления».
Также закон дает объяснение, что «под экстремистскими материалами следует понимать предназначенные для обнародования документы на бумажных, электронных или каких-либо других носителях, которые содержат информацию экстремистского характера, то есть призывают, обосновывают или оправдывают необходимость осуществления деятельности по планированию, организации, подстрекательству, подготовке или совершению действий в целях насильственного изменения или свержения конституционного строя, посягательства на территориальную целостность, неприкосновенность, суверенитет государства, насильственного захвата либо удержания власти или властных полномочий, незаконного вмешательства в деятельность или препятствования законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, других субъектов властных полномочий… призывают, обосновывают или оправдывают необходимость разжигания социальной, расовой, национальной, этнической, языковой или религиозной вражды и ненависти, осуществления массовых беспорядков, нарушения общественного порядка, хулиганских действий и актов вандализма».
Данный состав преступления впервые изложен в УК. Стоит выяснить, есть ли подобная практика в других странах и есть ли там подобные составы преступлений.
Международно-правовое определение экстремизма закреплено в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001, где сказано, что экстремизм — это какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а равно насильственное изменение конституционного строя государства, насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемое в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон. В Российской Федерации юридическое определение экстремистских действий содержится в ст.1 закона «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ, и оно очень близко к определению, данному в УК Украины.
В отличие от Российской Федерации или стран Европейского Союза, в США (в некоторых штатах) подобные преступления часто квалифицируются как «преступления на почве ненависти». Это специальная юридическая квалификация особого рода преступлений против личности, совершаемых под влиянием ненависти к лицам иной расы или национальности, вероисповедания, этнического происхождения, политических убеждений, пола и сексуальной ориентации, к инвалидам.
В Великобритании в марте 2005 года принят закон «О предотвращении терроризма», включающий и новеллы, касающиеся экстремистской деятельности. После терактов в Лондоне в апреле 2007-го с целью пресечения попытки распространения экстремистских идей принята программа «Предупреждение насильственного экстремизма».
Таким образом, уголовная ответственность за осуществление экстремистской деятельности достаточно широко применяется и в других странах. Поэтому введение данной нормы в УК Украины не является шагом к ограничению или сужению прав и свобод граждан. Но применение данной нормы должно отвечать требованиям демократического государства, не противоречить Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод.
Не менее важно не допускать неоднозначных толкований данной нормы, не расширять ее содержание.
Неуважение к суду
Кроме того, усилена уголовная ответственность за вмешательство в работу судей и препятствование осуществлению их профессиональной деятельности (ст.376 УК). Диспозиция данной статьи в новой редакции более расширена по сравнению с предыдущей: «Незаконный сбор, хранение, использование, уничтожение, распространение конфиденциальной информации о судье, его близких родственниках или членах семьи, распространение материалов или информации, которые носят явно оскорбительный характер и демонстрируют вызывающее пренебрежение к судье или правосудию, давление, запугивание или вмешательство каким-либо иным способом в деятельность судьи, совершенные с целью мести, препятствование исполнению судьей служебных обязанностей или с целью добиться вынесения неправосудного решения, либо публичные призывы или распространение материалов с призывами к совершению таких действий».
В процессуальные кодексы внесены изменения, касающиеся привлечения сторон к ответственности за неуважение к суду: «Постановление о привлечении к ответственности за неуважение к суду принимается без составления протокола об административном правонарушении, должно содержать сведения, предусмотренные статьей 283 Кодекса Украины об административных правонарушениях, является окончательным и обжалованию не подлежит. В случае принятия судом постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа контроль за исполнением такого постановления осуществляется соответствующими органами доходов и сборов».
В Украине за проявление неуважения к суду введена административная ответственность (существуют достаточно мягкие формы наказания), в отличие от других государств, в которых за это, как правило, предусмотрена уголовная ответственность. Причем данное понятие за рубежом трактуется довольно широко. Любое вмешательство в осуществление правосудия: преждевременные публикации в прессе, переговоры с присяжными, давление на стороны и свидетелей, непозволительное поведение в суде, неподчинение приказу суда — все это может считаться неуважением к суду.
Британский закон о неуважении к суду 1981 года ввел правило «строгой ответственности», согласно которому лицо отвечает за вмешательство в осуществление правосудия независимо от того, преследовало оно цель такого вмешательства или нет. Согласно федеральному закону США суд карает штрафом или арестом (на свое усмотрение) за проявление неуважения к суду. Именно поэтому нормы об ответственности за правонарушения в сфере правосудия составляют важную гарантию обеспечения независимости суда.
Гарантии защиты
Наконец, ч.1 ст.292 Гражданского процессуального кодекса дополнили предложением следующего содержания: «Решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, может быть обжаловано лицом, которое считает, что такое решение затрагивает его права и интересы».
Изменение позволит лицу защитить свои нарушенные права в суде. Таким образом, данная норма дает дополнительные гарантии для защиты прав и свобод граждан.
Это лишь малая часть изменений, внесенных законом №721-VII. И все же нужно помнить, что основным критерием демократичности государства является соблюдение прав и свобод человека, единообразное, а не избирательное правосудие, сильный и независимый суд.
Комментарии
Ничего позитивного в том, что уведомление о рассмотрении админ. дела может подтверждаться "другим способом" нет. Юридически некорректная формулировка